МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Забайкальского края Могойтуйский район МАОУ "КСОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4477099) учебного предмета «Русский язык» для 5 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год Составитель: Игумнова Наталья Константиновна учитель русского языка и литературы С.Кусоча 2023 Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» И.В.Гусаровой и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Целями изучения русского (родного) языка в 10 классе являются: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Основные задачи курса: повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе; закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике в конкретных ситуациях речевого общения; подготовка учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку, а также вступительным экзаменам в высшие учебные заведения. Для 10 класса данной рабочей программой предусматривается 68 ч для обязательного изучения русского языка на базовом уровне. Содержание Блок-модуль №1 Общие сведения о языке. Блок-модуль №2 Становление и развитие русского языка Блок-модуль №3 Краткая история русской письменности и реформы русского письма Блок-модуль №4. Фонетика Блок-модуль №5. Лексика и фразеология Блок-модуль №6. Морфемика и словообразование Повторение изученного ИТОГО Из них уроков Кол-во часов контроля развития речи 12 2 8 1 3 9 1 4 13 13 11 2 68 1 1 1 4 1 1 7 13 Содержание курса русского языка в 10 классе В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у обучающихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций. Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты. Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета. Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения. Введение в курс русского языка 10 класса. Входное диагностическое тестирование (безоценочное). Содержательный учебный блок I. Общие сведения о языке Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе Типы языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. В чем разница между языком и речью . Речь как процесс коммуникативной деятельности Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности. Орфография Правописание сложных слов. Синтаксис и пунктуация Синтаксические единицы. Словосочетание как синтаксическая единица. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи Содержательный учебный блок II Становление и развитие русского языка Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. Текст как результат речевой деятельности Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функциональносмысловые типы речи (текстов.) Орфография Употребление прописных и строчных букв. Синтаксис и пунктуация Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуемых.Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений. Содержательный учебный блок III Краткая история русской письменности и реформы русского письма Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии. Виды речевой деятельности и способы фиксации информации Виды речевой деятельности. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование. Орфография Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи. Синтаксис и пунктуация Второстепенные члены предложения. Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении. Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения. Содержательный учебный блок IV Лексика и фразеология Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия. Антонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованных слов русским языком. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: диалектизмы, специальная лексика, жаргонизмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Фразеология русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов; классификация фразеологизмов по происхождению. Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили речи. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, деловые бумаги личного характера. Публицистический стиль речи. Стиль художественной литературы. Разговорный стиль речи. Орфография Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ – Синтаксис и пунктуация Общая характеристика сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях Содержательный учебный блок V Фонетика Фонетическое членение речи. Ударение. Согласные звуки. Фонетические процессы в области согласных звуков. Гласные звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков. Основные правила транскрибирования. Нормы русского литературного языка Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм: признаки «старшей» орфоэпической нормы, современные орфоэпические нормы. Орфография Употребление мягкого знака после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок на З - / С -. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов. Синтаксис и пунктуация Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Содержательный учебный блок VI Морфемика и словообразование Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. Русский речевой этикет Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета. Орфография Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О - Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание И - Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Синтаксис и пунктуация Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные синтаксические конструкции. Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 блоками, внутри которых выделены 24 модуля. Внутри модулей примерно определены содержательные учебные единицы - уроки. Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» в 10 классе По окончании 10 класса кадеты должны: знать/понимать • связь языка и истории, культуры русского и других народов; • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения; • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. Оценка достижения планируемых результатов изучения русского языка в 10 классе Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) объѐм словарного запаса и усвоенных в рамках программы 6 класса грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: в области аудирования и чтения: адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, главной и избыточной информации; владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров, изученных в рамках программы 6 класса; адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием; способность извлекать информацию из учебника и учебных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Интернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразеологическим и другими лингвистическими словарями, в том числе на электронных носителях; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств; осуществлять поиск, анализ информации, извлечѐнной из различных источников, представлять и передавать еѐ с учѐтом заданных условий общения; понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстрировать понимание представленной на ней информации; избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации; в области говорения и письма: способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (план вопросный, назывной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пересказ, аннотация); умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учѐтом ситуации общения; способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своѐ отношение к прочитанному, услышанному, увиденному; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочетание разных видов диалога); соблюдение в практике речевого общения изученных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в обсуждениях актуальных тем; 2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков: в повседневной жизни; для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения: в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах; в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются: 1) представление об основных формах функционирования современного русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о языке в рамках программы 9 класса; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, таких как разновидности русского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочетание в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуация речевого общения и сферы общения, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 4) овладение изученными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 5) опознавание и анализ изученных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определѐнным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 8) понимание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Дата Кол-во часов Содержание урока Модуль № 1. Общие сведения о языке 3 Модуль № 2. Речь как процесс 4 Блок № 1 Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. Некоторые гипотезы о происхождения языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью. Речь; формы речи: внутренняя - внешняя; устная - письменная; монологическая - диалогическая. Характерные различия форм речи. Модуль коммуникатив-ной деятельности Модуль № 3. Орфография Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь. Составление монологических высказываний различной направленности и их анализ. Формы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Входное диагностическое тестирование. 1 Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация 4 Модуль № 5. Становление и развитие русского языка 2 Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности 2 Модуль № 7. Орфография 1 Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы информацион-ной переработки текста Модуль № 11. Орфография 4 1 Правописание сложных слов. Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи. Особенности управления некоторых грамматических форм. Подготовка к ЕГЭ. Задание 7 Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. «Чужая» речь и способы еѐ пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании. Итоговый контроль по блоку №1 Блок № 2 Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. РР Подготовка к ЕГЭ. Задание С1 К1. Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. РР Основные признаки текста. Подготовка к ЕГЭ. Задание 1. Способы и средства связи предложений в тексте. Подготовка к ЕГЭ. Задание 2, 23. РР Функционально-смысловые типы речи (текстов). Подготовка к ЕГЭ. Задание 21. Комплексный анализ текста. Конструирование текста. Подготовка к ЕГЭ. Задание 2. Употребление прописных и строчных букв. Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Тире между подлежащим и сказуемым Виды односоставных предложений. Итоговый контроль по блоку №2 Блок № 3 Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии. РР Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение. 2 1 Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация 4 Модуль № 13. Лексика и фразеология 6 РР Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование Подготовка к ЕГЭ. Задание 20. Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. Подготовка к ЕГЭ. Задание 14 Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении. Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения. Итоговый контроль по блоку №3 Блок № 4 Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омографы, омоформы. Паронимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание 5. Синонимия. Антонимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание 22 Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из Модуль № 14. Функциональ-ные стили речи 3 Модуль № 15. Орфография 1 Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация 3 Модуль № 17. Фонетика 3 Модуль № 18. Нормы русского литературного языка 2 Модуль № 19. Орфография 5 Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация 3 Модуль № 21. Морфемика и 3 неславянских языков. Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы. Подготовка к ЕГЭ. Задание 22. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика. Специальная лексика - термины и профессионализмы. Фразеология; отличие фразеологизмом от свободных сочетаний слов. Типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов. Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности. Подготовка к ЕГЭ. Задание 22 РР Межстилевая и стилистически закреплѐнная лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля. РР Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме. РР Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. Стиль устной речи - разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова. Подготовка к ЕГЭ. Задание 3 Правописание приставок ПРИ - ПРЕ -. Подготовка к ЕГЭ. Задание 9 Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинѐнные предложения. Знаки препинания в сложносочинѐнном предложении. Подготовка к ЕГЭ. Задание 15 Итоговый контроль по блоку №4, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях Блок № 5 Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. Артикуляционная классификация согласных звуков. Артикуляционная классификация гласных звуков. Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики. РР Подготовка к ЕГЭ. Задание25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. Признаки «старшей» орфоэпической нормы Орфоэпические нормы в области произношения сочетания звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах. Акцентологические нормы произношения отдельных слов. Подготовка к ЕГЭ. Задание 4 Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Подготовка к ЕГЭ. Задание 9 Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Подготовка к ЕГЭ. Задание 9 Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Подготовка к ЕГЭ. Задание 8. Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости. Общая характеристика сложноподчинѐнных предложений, виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинѐнных предложениях. Типы соподчинения подчинения в сложноподчинѐнном предложении с несколькими придаточными частями. Подготовка к ЕГЭ. Задание 18,19. Итоговый контроль по блоку №5 Блок № 6 Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс. Классификация морфем по функции: сло- словообразование Модуль № 22. Русский речевой этикет 1 Модуль № 23. Орфография 3 Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация 4 Повторение и систематизация изученного материала 4 вообразующие, формообразующие. Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. Словообразовательный анализ слова Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Подготовка к ЕГЭ. Задание 8 Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Подготовка к ЕГЭ. Задание 8 Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к ЕГЭ. Задание 19 Итоговый контроль по блокам №1-6 в формате ЕГЭ, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов Календарно-тематическое планирование Сроки Тема Кол-во Основные виды учебной деятельности часов Планируемый результат Результат Оценка Блок № 1 Модуль № 1. Общие сведения о языке Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности Модуль № 3. Орфография Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация 3 Анализ текстов научного стиля Конспектирование текста, подробный ответ на вопрос Составление таблицы, тезисов Лингвистические исследования 4 Беседа, анализ текста, групповая дискуссия Нормы произношения, выразительное чтение Исследование языкового материала Устный монологический ответ, лексическая работа 1 Беседа, анализ текста 4 Сопоставление склоняемых и спрягаемых частей речи Исследование языкового материала Способы словообразования Исследование языкового материала Пересказ на лингвистическую тему Знать общие сведения о языке. Уметь составлять сообщение по теме Знать: в чѐм различия между естественными и искусственными языками, разницу между языком и речью. Уметь: проводить самостоятельное лингвистическое исследование; Знать: основные способы передачи чужой речи. Уметь: определять способ передачи чужой речи. Знать значение понятий: монолог, диалог, полилог; разновидности диалога; характерные особенности диалога Уметь: выделять характерные черты монолога; вести диалог, готовить информационное сообщение, готовить текст монологического выступления в жанре убеждающей речи; составлять собственный диалог. Знать: правила правописания сложных слов Уметь: применять их на практике Знать: строение словосочетаний, способы выражения. Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания; работать с тестами в формате ЕГЭ Знать: основные типы предложений. Уметь: употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания Знать: основные принципы пунктуации; основные способы передачи чужой речи; Уметь: правильно соблюдать пунктуационные нормы языка; заменять прямую речь косвенной Устный ответ Домашняя работа Проектное задание Тест Тест Устный ответ Домашняя работа Проектное задание Сочинение Тест Сочинение Тест Блок № 2. Модуль № 5. Становление и развитие русского языка 2 Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности 2 Модуль № 7. Орфография 1 Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация 4 Исследование языкового материала Тренировать умения описывать произведения Знать: основные этапы развития русского языка; Знать: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ. Уметь: определять тему текста; иллюстрировать свой ответ цитатами из текста Использование синонимов в течи Соблюдение лексических норм в речи Высказывание на лингвистическую тему Развитие монологической речи Знать: отличительные особенности разных стилей речи; основные признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте. Уметь: использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии Интонационно правильное произношение слов Сопоставление склоняемых и спрягаемых частей речи Исследование языкового материала Способы словообразования Знать: правила употребления прописных и строчных букв. Уметь: применять данные правила Знать: способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Уметь: находить предикативную основу в предложениях; определять способ выражения подлежащего и сказуемого; определять разновидности Исследование языкового материала Пересказ на лингвистическую тему сказуемого; Знать: виды односоставных предложений. Уметь: находить односоставные предложения и определять их вид Блок № 3. Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма 1 Развитие монологической речи Наблюдения над языковым материалом Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста 2 Развитие монологической речи Наблюдения над языковым материалом Модуль № 11. Орфография 1 Развитие монологической речи 4 Исследование языкового материала Озвучивание лекции Исследование языкового материала Конструирование предложений по заданным типам Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация Знать: историю развития и возникновения русской письменности, русской графики; принципы русской орфографии Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии; Знать: виды речевого общения, виды слушания; основные способы чтения. Уметь: использовать виды речевой деятельности; различные виды чтения Знать: приѐмы совершенствования и редактирования текстов Уметь: редактировать тексты; перерабатывать тексты различных функциональных стилей и жанров; Знать: правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии; Знать: второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство Уметь: находить второстепенные члены предложения Знать: типы неполных предложений; правила постановки тире в неполном предложении Уметь: находить неполные предложения и определять их тип Устный ответ Домашняя работа Проектное задание Сочинение Тест Сочинение Тест Устный ответ Домашняя работа Проектное задание Сочинение Тест Сочинение Тест Блок № 4. Модуль № 13. Лексика и фразеология Модуль № 14. Функциональные стили речи 6 3 Составление связного рассказа Обобщение знаний о научном стиле Совершенствование речевых умений Развитие письменной речи Разные виды письма, синтаксический разбор. Научный и художественный тексты Озвучивание лекции Составление реферата, аннотации Высказывание на лингвистическую тему Анализ текста Анализ текста Совершенствование речевых умений Высказывание на лингвистическую тему Знать: смысл понятий однозначные и многозначные слова; метафора, метонимия, синекдоха Уметь: определять прямое и переносное значения слов; многозначные слова, Знать: специфику смысловых отношений между словами. Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте Знать: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи Знать: сферы употребления русской лексики, понятие активный и пассивный запас, историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектную лексику Уметь: находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы и авторские неологизмы, диалектную лексику Знать особенности русской фразеологии. Уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их в тексте Знать: признаки текста типы (повествование, описание, рассуждение); признаки научного стиля, его разновидности и жанры. Уметь выявлять языковые особенности текста; определять стиль текста. Знать: признаки официально- делового стиля, его разновидности и жанры. Модуль № 15. Орфография 1 Разные виды письма, наблюдение над языковым материалом. Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация 3 Разные виды письма, наблюдение над языковым материалом. Уметь: определять стиль текста; писать деловые документы различных жанров Знать: признаки публицистического стиля, его разновидности и жанры; композицию публичного выступления; виды аргументации. Уметь: определять стиль текста; готовить публичное выступление Знать: правила правописания приставок пре- /приУметь: объяснять значения приставок ПРЕ-\ПРИЗнать: признаки сложных предложений; основные группы ССП по значению и союзам. Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них Блок № 5. Модуль № 17. Фонетика 3 Интонационно правильное произношение слов Исследование языкового материала Фонетические единицы русского языка Использование сложных предложений в художественном описании Исследование языкового материала Конструирование предложений по заданным типам Модуль № 18. Нормы русского литературного языка 2 Высказывание на лингвистическую тему Чтение, беседа, фонетический анализ. Языковой анализ Модуль № 19. Орфография 5 Чтение, беседа, анализ учебной статьи, письмо. Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация 3 Развитие монологической речи Высказывание на лингвистическую Знать: понятие фонетика, фонология, фонема, артикуляция; гласные и согласные звуки; артикуляционную классификацию согласных и гласных звуков; правила слогоделения; типы слогов; особенности русского ударения. Уметь: различать звуки и буквы; выделять фонетические единицы: звуки и слоги, ударение; транскрибировать слова; переносить слова; разбивать предложения на фразы и такты; характеризовать слоги; определять изобразительные средства фонетики Знать особенности сочинения проблемного характера. Уметь самостоятельно его писать Знать: определение понятия языковая норма; основные нормы русского литературного языка. Уметь: соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка Знать правописание Ь на конце слов после шипящих. Знать правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Уметь правильно писать слова с данной орфограммой Знать о разных видах подчинительной связи, уметь опознавать эти виды связи в предложениях, составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по данным схемам Устный ответ Домашняя работа Проектное задание Сочинение Тест Сочинение Тест Устный ответ Домашняя работа Проектное задание Сочинение Тест Сочинение Тест Блок № 6. Модуль № 21. Морфемика и словообразование 3 Разные виды письма. Наблюдение над языковым материалом. Знать основные понятия по морфемике и словообразованию. Уметь производить словообразовательный и морфемный разбор Модуль № 22. Русский речевой этикет 1 Употребление наречий в речи Рассуждение на лингвистическую тему Конструирование предложений, понятие о речевой культуре Уметь оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка Модуль № 23. Орфография 3 Исследование языкового материала Знать, отчего зависит выбор гласных в корнях с чередованием, способ выбора о-е в корнях слов после шипящих, условия употребления в слове букв И или Ы и уметь привести примеры. Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация Повторение и систематизация изученного материала 4 4 Исследование языкового материала Чтение, высказывание на лингвистическую тему. Уметь писать слова с данной орфограммой Знать о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях, Уметь опознавать такие типы предложений, составлять схемы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи Знать особенности сочинения проблемного характера. Уметь самостоятельно его писать В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на нения программного материала или сокращения резервных часов. Устный ответ Домашняя работа Проектное задание часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплот-