Русский язык 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Могойтуйский район
МАОУ "КСОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4477099)
учебного предмета
«Русский язык»
для 5 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Игумнова Наталья Константиновна
учитель русского языка и литературы

С.Кусоча 2023

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» И.В.Гусаровой и рассчитана на 68 часов (2 часа в
неделю).
Целями изучения русского (родного) языка в 10 классе являются:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения;
 развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
 освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных
сферах общения;
 овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи курса:
 повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной
школе;
 закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике в конкретных ситуациях речевого общения;
 подготовка учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку, а также
вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.
Для 10 класса данной рабочей программой предусматривается 68 ч для обязательного изучения русского языка на базовом уровне.

Содержание
Блок-модуль №1 Общие сведения о языке.
Блок-модуль №2 Становление и развитие русского языка
Блок-модуль №3 Краткая история русской письменности и реформы русского письма
Блок-модуль №4. Фонетика
Блок-модуль №5. Лексика и фразеология
Блок-модуль №6. Морфемика и словообразование
Повторение изученного
ИТОГО

Из них уроков
Кол-во
часов контроля развития
речи
12
2
8

1

3

9

1

4

13
13
11
2
68

1
1
1

4
1
1

7

13

Содержание курса русского языка в 10 классе
В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка
обеспечивает формирование у обучающихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты.

Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать.
Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста,
пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета.
Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского
языка, владение культурой межнационального общения.
Введение в курс русского языка 10 класса.
Входное диагностическое тестирование (безоценочное).
Содержательный учебный блок I.
Общие сведения о языке
Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и
мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе Типы языковых знаков.
Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков. Понятие о
единицах и уровнях языковой системы. В чем разница между языком и речью .
Речь как процесс коммуникативной деятельности
Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности.
Орфография
Правописание сложных слов.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические единицы. Словосочетание как синтаксическая единица. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи
Содержательный учебный блок II
Становление и развитие русского языка
Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка.
Текст как результат речевой деятельности
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функциональносмысловые типы речи (текстов.)
Орфография
Употребление прописных и строчных букв.
Синтаксис и пунктуация
Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуемых.Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений.
Содержательный учебный блок III
Краткая история русской письменности и реформы русского письма
Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности. Из истории русской
графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.
Виды речевой деятельности и способы фиксации информации
Виды речевой деятельности. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование.
Орфография
Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.
Синтаксис и пунктуация
Второстепенные члены предложения. Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении. Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.

Содержательный учебный блок IV
Лексика и фразеология
Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия. Антонимия.
Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение
заимствованных слов русским языком. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы
употребления: диалектизмы, специальная лексика, жаргонизмы. Эмоционально-экспрессивная
окраска слов.
Фразеология русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов; классификация фразеологизмов по происхождению.
Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили речи. Научный стиль
речи. Официально-деловой стиль речи, деловые бумаги личного характера. Публицистический
стиль речи. Стиль художественной литературы. Разговорный стиль речи.
Орфография
Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ –
Синтаксис и пунктуация
Общая характеристика сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Содержательный учебный блок V
Фонетика
Фонетическое членение речи. Ударение. Согласные звуки. Фонетические процессы в области
согласных звуков. Гласные звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков. Основные
правила транскрибирования.
Нормы русского литературного языка
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм: признаки «старшей» орфоэпической нормы, современные орфоэпические нормы.
Орфография
Употребление мягкого знака после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь
знаков. Правописание приставок на З - / С -. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях
слов.
Синтаксис и пунктуация
Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Содержательный учебный блок VI
Морфемика и словообразование
Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования.
Процессы, сопровождающие словообразование.
Русский речевой этикет
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.
Орфография
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О - Ё после шипящих и Ц
в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание И - Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Синтаксис и пунктуация
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Сложные синтаксические конструкции.
Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 блоками, внутри которых выделены
24 модуля. Внутри модулей примерно определены содержательные учебные единицы - уроки.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» в 10 классе
По окончании 10 класса кадеты должны:

знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.

Оценка достижения планируемых результатов изучения русского языка
в 10 классе
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе
являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) объѐм словарного запаса и усвоенных в рамках программы 6 класса грамматических
средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10
классе являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
в области аудирования и чтения:
 адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного
и письменного сообщения, главной и избыточной информации;
 владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров,
изученных в рамках программы 6 класса;
 адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием;
 способность извлекать информацию из учебника и учебных пособий, компакт-дисков
учебного назначения, ресурсов Интернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразеологическим и другими лингвистическими словарями, в том числе на электронных носителях;
 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств;
 осуществлять поиск, анализ информации, извлечѐнной из различных источников, представлять и передавать еѐ с учѐтом заданных условий общения;
 понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстрировать понимание представленной на ней информации;
 избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве,
отказываться от потребления ненужной информации;
в области говорения и письма:
 способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (план вопросный, назывной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пересказ,
аннотация);
 умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с
учѐтом ситуации общения;
 способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать
своѐ отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
 владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочетание разных видов диалога);
 соблюдение в практике речевого общения изученных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
 способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
 способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ
содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в
обсуждениях актуальных тем;
2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков:
 в повседневной жизни;

 для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам;
 анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение
национально-культурными нормами речевого поведения:
 в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах;
 в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе
являются:
1) представление об основных формах функционирования современного русского языка как
национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о языке в рамках программы 9 класса; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, таких как разновидности
русского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочетание в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуация
речевого общения и сферы общения, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4) овладение изученными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными
нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
5) опознавание и анализ изученных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определѐнным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их
в собственной речевой практике;
8) понимание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Дата

Кол-во
часов

Содержание урока

Модуль № 1.
Общие сведения
о языке

3

Модуль № 2.
Речь как процесс

4

Блок № 1
Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. Некоторые
гипотезы о происхождения языка. Основные функции языка.
Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной
знаковой системе и типах языковых знаков.
Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница
между языком и речью.
Речь; формы речи: внутренняя - внешняя; устная - письменная; монологическая - диалогическая. Характерные различия форм речи.

Модуль

коммуникатив-ной
деятельности

Модуль № 3.
Орфография

Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая
речь. Составление монологических высказываний различной направленности и их анализ.
Формы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия,
диспут, полемика, дебаты, прения.
Входное диагностическое тестирование.
1

Модуль № 4.
Синтаксис и
пунктуация

4

Модуль № 5.
Становление и
развитие русского
языка

2

Модуль № 6.
Текст как результат речевой
деятельности

2

Модуль № 7.
Орфография

1

Модуль № 8.
Синтаксис и
пунктуация

Модуль № 9.
Краткая история
русской письменности и реформы
русского
письма
Модуль № 10.
Виды речевой
деятельности и
способы информацион-ной переработки текста
Модуль № 11.
Орфография

4

1

Правописание сложных слов.
Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи. Особенности управления некоторых грамматических форм.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 7
Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении.
Основы русской пунктуации. «Чужая» речь и способы еѐ пунктуационного
оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании.
Итоговый контроль по блоку №1
Блок № 2
Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного
языка.
РР Подготовка к ЕГЭ. Задание С1 К1. Проблема текста; способы выявления
проблемы; способы формулирования проблемы.
РР Основные признаки текста. Подготовка к ЕГЭ. Задание 1. Способы и
средства связи предложений в тексте. Подготовка к ЕГЭ. Задание 2, 23.
РР Функционально-смысловые типы речи (текстов). Подготовка к ЕГЭ. Задание 21. Комплексный анализ текста. Конструирование текста. Подготовка
к ЕГЭ. Задание 2.
Употребление прописных и строчных букв.
Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Типы
сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.
Тире между подлежащим и сказуемым
Виды односоставных предложений.
Итоговый контроль по блоку №2
Блок № 3
Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской
графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской
орфографии. Принципы русской орфографии.

РР Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение.
2

1

Модуль № 12.
Синтаксис и
пунктуация

4

Модуль № 13.
Лексика и фразеология

6

РР Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование Подготовка к ЕГЭ. Задание 20.
Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. Подготовка к
ЕГЭ. Задание 14
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении.
Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые
предложения.
Итоговый контроль по блоку №3
Блок № 4
Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия,
синекдоха
Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омографы,
омоформы. Паронимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание 5. Синонимия. Антонимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание 22
Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования
из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из

Модуль № 14.
Функциональ-ные
стили речи

3

Модуль № 15.
Орфография

1

Модуль № 16.
Синтаксис и
пунктуация

3

Модуль № 17.
Фонетика

3

Модуль № 18.
Нормы русского
литературного
языка

2

Модуль № 19.
Орфография

5

Модуль № 20.
Синтаксис и
пунктуация

3

Модуль № 21.
Морфемика и

3

неславянских языков. Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы.
Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса:
устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы. Подготовка к ЕГЭ.
Задание 22.
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика. Специальная лексика - термины и профессионализмы.
Фразеология; отличие фразеологизмом от свободных сочетаний слов. Типы
фразеологических единиц по степени слитности их компонентов. Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности. Подготовка к ЕГЭ. Задание 22
РР Межстилевая и стилистически закреплѐнная лексика. Стили письменной
речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля.
РР Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме.
РР Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. Стиль устной речи - разговорный стиль и его особенности.
Лексический анализ слова. Подготовка к ЕГЭ. Задание 3
Правописание приставок ПРИ - ПРЕ -. Подготовка к ЕГЭ. Задание 9
Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинѐнные предложения. Знаки препинания в сложносочинѐнном предложении. Подготовка к
ЕГЭ. Задание 15
Итоговый контроль по блоку №4, анализ его результатов и определение
способов восполнения выявленных пробелов в знаниях
Блок № 5
Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. Артикуляционная классификация согласных звуков. Артикуляционная
классификация гласных звуков.
Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения;
слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация Звуки речи и фонемы;
фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики.
РР Подготовка к ЕГЭ. Задание25. Сочинение-рассуждение на материале
публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. Признаки
«старшей» орфоэпической нормы
Орфоэпические нормы в области произношения сочетания звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах. Акцентологические
нормы произношения отдельных слов. Подготовка к ЕГЭ. Задание 4
Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных
Ъ и Ь знаков. Подготовка к ЕГЭ. Задание 9
Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 9
Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Подготовка
к ЕГЭ. Задание 8. Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой
позиции по признаку глухости-звонкости.
Общая характеристика сложноподчинѐнных предложений, виды придаточных предложений.
Знаки препинания в сложноподчинѐнных предложениях. Типы соподчинения подчинения в сложноподчинѐнном предложении с несколькими придаточными частями. Подготовка к ЕГЭ. Задание 18,19.
Итоговый контроль по блоку №5
Блок № 6
Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс,
окончание, постфикс, интерфикс. Классификация морфем по функции: сло-

словообразование

Модуль № 22.
Русский речевой
этикет

1

Модуль № 23.
Орфография

3

Модуль № 24.
Синтаксис и
пунктуация

4

Повторение и
систематизация
изученного материала

4

вообразующие, формообразующие. Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова. Морфемный анализ слова.
Способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. Словообразовательный анализ слова
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Подготовка к ЕГЭ.
Задание 8
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Подготовка к
ЕГЭ. Задание 8
Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах. Правописание согласных в
корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова.
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными
видами связи. Подготовка к ЕГЭ. Задание 19
Итоговый контроль по блокам №1-6 в формате ЕГЭ, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов

Календарно-тематическое планирование
Сроки

Тема

Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов

Планируемый результат

Результат

Оценка

Блок № 1
Модуль № 1.
Общие сведения о
языке

Модуль № 2.
Речь как процесс
коммуникативной
деятельности
Модуль № 3. Орфография

Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация

3

Анализ текстов научного стиля
Конспектирование текста, подробный ответ на
вопрос
Составление таблицы, тезисов
Лингвистические исследования

4

Беседа, анализ текста, групповая дискуссия
Нормы произношения, выразительное чтение
Исследование языкового материала
Устный монологический ответ, лексическая
работа

1

Беседа, анализ текста

4

Сопоставление склоняемых и спрягаемых
частей речи
Исследование языкового материала
Способы словообразования
Исследование языкового материала
Пересказ на лингвистическую тему

Знать общие сведения о языке.
Уметь составлять сообщение по теме
Знать: в чѐм различия между естественными и искусственными языками,
разницу между языком и речью.
Уметь: проводить самостоятельное лингвистическое исследование;
Знать: основные способы передачи чужой речи.
Уметь: определять способ передачи чужой речи.
Знать значение понятий: монолог, диалог, полилог; разновидности диалога; характерные особенности диалога Уметь: выделять характерные черты монолога; вести диалог, готовить информационное сообщение, готовить текст монологического выступления в жанре убеждающей речи;
составлять собственный диалог.
Знать: правила правописания сложных слов
Уметь: применять их на практике
Знать: строение словосочетаний, способы выражения.
Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания; работать с тестами в формате ЕГЭ
Знать: основные типы предложений.
Уметь: употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания
Знать: основные принципы пунктуации; основные способы передачи чужой речи;
Уметь: правильно соблюдать пунктуационные нормы языка; заменять
прямую речь косвенной

Устный
ответ
Домашняя
работа
Проектное
задание
Тест

Тест

Устный
ответ
Домашняя
работа
Проектное
задание
Сочинение
Тест

Сочинение
Тест

Блок № 2.
Модуль № 5. Становление и развитие
русского языка

2

Модуль № 6.
Текст как результат
речевой деятельности

2

Модуль № 7. Орфография

1

Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация

4

Исследование языкового материала
Тренировать умения описывать произведения

Знать: основные этапы развития русского языка;
Знать: структурно-содержательные особенности сочинения в формате
ЕГЭ.
Уметь: определять тему текста; иллюстрировать свой ответ цитатами из
текста

Использование синонимов в течи
Соблюдение лексических норм в речи
Высказывание на лингвистическую тему
Развитие монологической речи

Знать: отличительные особенности разных стилей речи; основные признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте.
Уметь: использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в
языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии

Интонационно правильное произношение
слов
Сопоставление склоняемых и спрягаемых
частей речи
Исследование языкового материала
Способы словообразования

Знать: правила употребления прописных и строчных букв.
Уметь: применять данные правила
Знать: способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.
Уметь: находить предикативную основу в предложениях; определять
способ выражения подлежащего и сказуемого; определять разновидности

Исследование языкового материала
Пересказ на лингвистическую тему

сказуемого;
Знать: виды односоставных предложений.
Уметь: находить односоставные предложения и определять их вид

Блок № 3.
Модуль № 9. Краткая история русской
письменности и реформы
русского письма

1

Развитие монологической речи
Наблюдения над языковым материалом

Модуль № 10.
Виды речевой деятельности и способы
информационной
переработки текста

2

Развитие монологической речи
Наблюдения над языковым материалом

Модуль № 11. Орфография

1

Развитие монологической речи

4

Исследование языкового материала
Озвучивание лекции
Исследование языкового материала
Конструирование предложений по заданным
типам

Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация

Знать: историю развития и возникновения русской письменности, русской графики; принципы русской орфографии
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии;
Знать: виды речевого общения, виды слушания; основные способы чтения.
Уметь: использовать виды речевой деятельности; различные виды чтения
Знать: приѐмы совершенствования и редактирования текстов
Уметь: редактировать тексты; перерабатывать тексты различных функциональных стилей и жанров;
Знать: правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи.
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии;
Знать: второстепенные члены предложения: дополнение, определение,
приложение, обстоятельство
Уметь: находить второстепенные члены предложения
Знать: типы неполных предложений; правила постановки тире в неполном предложении
Уметь: находить неполные предложения и определять их тип

Устный
ответ
Домашняя
работа
Проектное
задание
Сочинение
Тест

Сочинение
Тест

Устный
ответ
Домашняя
работа
Проектное
задание
Сочинение
Тест

Сочинение
Тест

Блок № 4.

Модуль № 13. Лексика и фразеология

Модуль № 14.
Функциональные
стили речи

6

3

Составление связного рассказа
Обобщение знаний о научном стиле
Совершенствование речевых умений
Развитие письменной речи
Разные виды письма, синтаксический разбор.
Научный и художественный тексты
Озвучивание лекции
Составление реферата, аннотации
Высказывание на лингвистическую тему
Анализ текста

Анализ текста
Совершенствование речевых умений
Высказывание на лингвистическую тему

Знать: смысл понятий однозначные и многозначные слова; метафора,
метонимия, синекдоха
Уметь: определять прямое и переносное значения слов; многозначные
слова,
Знать: специфику смысловых отношений между словами. Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте
Знать: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные
слова
Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять
заимствованные слова в речи
Знать: сферы употребления русской лексики, понятие активный и пассивный запас, историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектную лексику
Уметь: находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы и авторские
неологизмы, диалектную лексику
Знать особенности русской фразеологии.
Уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их в тексте
Знать: признаки текста типы (повествование, описание, рассуждение);
признаки научного стиля, его разновидности и жанры.
Уметь выявлять языковые особенности текста; определять стиль текста.
Знать: признаки официально- делового стиля, его разновидности и жанры.

Модуль № 15. Орфография

1

Разные виды письма, наблюдение над языковым материалом.

Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация

3

Разные виды письма, наблюдение над языковым материалом.

Уметь: определять стиль текста; писать деловые документы различных
жанров
Знать: признаки публицистического стиля, его разновидности и жанры;
композицию публичного выступления; виды аргументации.
Уметь: определять стиль текста; готовить публичное выступление
Знать: правила правописания приставок пре- /приУметь: объяснять значения приставок ПРЕ-\ПРИЗнать: признаки сложных предложений; основные группы ССП по значению и союзам.
Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них

Блок № 5.

Модуль № 17. Фонетика

3

Интонационно правильное произношение
слов
Исследование языкового материала
Фонетические единицы русского языка
Использование сложных предложений в художественном описании
Исследование языкового материала
Конструирование предложений по заданным
типам

Модуль № 18. Нормы русского литературного языка

2

Высказывание на лингвистическую тему
Чтение, беседа, фонетический анализ.
Языковой анализ

Модуль № 19. Орфография

5

Чтение, беседа, анализ учебной статьи, письмо.

Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация

3

Развитие монологической речи
Высказывание на лингвистическую

Знать: понятие фонетика, фонология, фонема, артикуляция; гласные и
согласные звуки; артикуляционную классификацию согласных и гласных
звуков; правила слогоделения; типы слогов; особенности русского ударения.
Уметь: различать звуки и буквы; выделять фонетические единицы: звуки
и слоги, ударение; транскрибировать слова; переносить слова; разбивать
предложения на фразы и такты; характеризовать слоги; определять изобразительные средства фонетики
Знать особенности сочинения проблемного характера.
Уметь самостоятельно его писать
Знать: определение понятия языковая норма; основные нормы русского
литературного языка.
Уметь: соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
языка
Знать правописание Ь на конце слов после шипящих.
Знать правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих
приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на
согласную.
Уметь правильно писать слова с данной орфограммой
Знать о разных видах подчинительной связи, уметь опознавать эти виды
связи в предложениях, составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по данным схемам

Устный
ответ
Домашняя
работа
Проектное
задание
Сочинение
Тест

Сочинение
Тест

Устный
ответ
Домашняя
работа
Проектное
задание
Сочинение
Тест

Сочинение
Тест

Блок № 6.
Модуль № 21. Морфемика и словообразование

3

Разные виды письма.
Наблюдение над языковым материалом.

Знать основные понятия по морфемике и словообразованию.
Уметь производить словообразовательный и морфемный разбор

Модуль № 22. Русский речевой этикет

1

Употребление наречий в речи
Рассуждение на лингвистическую тему
Конструирование предложений, понятие о
речевой культуре

Уметь оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ,
используя многообразие грамматических форм и лексическое богатство
языка

Модуль № 23. Орфография

3

Исследование языкового материала

Знать, отчего зависит выбор гласных в корнях с чередованием,
способ выбора о-е в корнях слов после шипящих, условия употребления в
слове букв И или Ы и уметь привести примеры.

Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация

Повторение и систематизация изученного материала

4

4

Исследование языкового материала

Чтение, высказывание на лингвистическую
тему.

Уметь писать слова с данной орфограммой
Знать о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных
предложениях,
Уметь опознавать такие типы предложений, составлять схемы сложных
предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи

Знать особенности сочинения проблемного характера.
Уметь самостоятельно его писать

В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на
нения программного материала или сокращения резервных часов.

Устный
ответ
Домашняя
работа
Проектное
задание

часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплот-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».