ОБЖ 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кусочинская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по учебному
курсу ОБЖ
8 класс

Срок реализации: 2023-2024 уч.год
Учитель: Базаров Б.Ц.

с. Кусоча, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для
8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы
основного общего образования по ОБЖ //Примерные программы по учебным
предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект.- М.:
Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения) с учетом авторской программы
«Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия
учебников. 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов,
Б.О.Хренников», издательство «Просвещение» 2011.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана
рабочая программа: Предлагаемая программа соответствует положениям
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной
образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего
образования, Примерной программе по ОБЖ. Программа отражает идеи и
положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий
(УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования,
выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного
и познавательного развития учащихся.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС,
и включает:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
Российской

Федерации

от

17.10.2010г.

№1897

(с

изменениями

и

дополнениями)
3. Примерная образовательная программа основного общего образования №
1/15 (от 08 апреля 2015г.)
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации № 254 от
20.05.2020

г.

рекомендуемых

«Об
к

утверждении

Федерального

использованию

при

перечня

учебников,

реализации

имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования

5. Основная образовательная программа основного общего образования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Кусочинская средняя общеобразовательная школа».
6. Примерная программа по предмету «Физическая культура»
7. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

28.08.2020г.№442 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
8. Приказ № 816 от 23.08.2017г. Министерства образования и науки
Российской

Федерации

организациями,

«Об

утверждении

осуществляющими

Порядка

образовательную

применения
деятельность

электронного обучения дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9. Концепция преподавания предмета
Цели и задачи:
Рабочая программа имеет цели:
-безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях техногенного и
социального характера;
-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья
как индивидуальной и общественной ценности;
-готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
-формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-выработка у учащихся отрицательного отношения к психоактивным веществам и
асоциальному поведению.
Формы организации
индивидуальная

учебной

деятельности:

фронтальная,

групповая,

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения: личностноориентированная, деятельностная технология, практико-ориентированный подход,
ИКТ и др.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением «О текущей и
промежуточной аттестации» в форме контрольного теста.
На изучение данного курса в учебном плане МАОУ Кусочинская СОШ отводится 1
час в неделю, всего 34 часа в год. Исходя из уровня развития способностей
обучающихся, в результате темпов освоения материала, рабочая программа может
корректироваться в течении учебного года.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения
на транспорте и на дорогах;
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих -защищенность жизненно важных интересов личности от
внешних и внутренних угроз;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,бережного отношения к
окружающей среде
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять -правила безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном
среды, личному -здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами являются:
-овладение
умениями
формулировать
личные
понятия
о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных
ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,
оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности
в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников
и новых информационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природногоо и
социального характера;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе
обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации
подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о
здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о
правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;
- умения анализировать явления и события техногенного характера, выявлять
причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели
личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных
ситуациях.
4. В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту
окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических
средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных
ситуаций,связанных с нарушением работы технических средств и правил их
эксплуатации;
- умения оказывать первую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
− развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать
необходимые
умственные
и
физические нагрузки; умение оказывать первую помощь при занятиях
физической культурой и спортом.

КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы
Настоящая Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в образовательных организациях, реализующих основные
общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция,
образовательные организации), представляет собой систему взглядов на базовые
принципы, цель, задачи и основные направления развития учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – «ОБЖ») в Российской
Федерации, а также определяет механизмы, ресурсное обеспечение и ожидаемые
результаты от ее реализации.
Целью настоящей Концепции является обеспечение условий качественного развития
учебного предмета «ОБЖ», изменение его образовательного статуса в соответствии
со степенью важности формируемых им компетенций в области безопасности
личности, общества и государства, государственным заказом, потребностями
населения и перспективными задачами развития российского общества.
Приобретение знаний, умений и навыков в области
безопасности
жизнедеятельности должно стать осмысленным и внутренне согласованным
процессом.
Задачи Концепции
способствовать: изменению мотивации обучающихся к изучению учебного
предмета «ОБЖ» как базового элемента системы формирования культуры
безопасности жизнедеятельности; формированию единообразного подхода к
преподаванию предмета «ОБЖ»;
развитию содержания программ учебного предмета на всех уровнях общего
образования (с учетом их преемственности) при тесной взаимосвязи урочной и
внеурочной деятельности, дополнительного образования, на базе реальных
потребностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности и необходимости
формирования практико-ориентированных компетенций;
совершенствованию технологий и методик преподавания учебного предмета «ОБЖ»
исходя из необходимости систематизированного и непрерывного овладения
соответствующими компетенциями на всех уровнях общего образования с акцентом
на прикладной характер учебного предмета;
разработке инструментария объективной оценки качества результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету «ОБЖ»;
повышению качества работы преподавателей-организаторов и преподавателей
«ОБЖ», развитию кадрового потенциала в области преподавания «ОБЖ»;

разумному использованию электронной образовательной среды учебного предмета
«ОБЖ» (в том числе и его цифровой составляющей);
обновлению учебных изданий по учебному предмету «ОБЖ» с учетом анализа
современных проблем обеспечения безопасности личности, общества и государства
и детального рассмотрения механизмов возникновения и развития рисков, угроз,
опасностей и чрезвычайных ситуаций;
модернизации системы дополнительного профессионального образования
преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» в целях достижения ее
многопрофильности
и
формирования
компетенций,
предусмотренных
Профессиональным стандартом «Педагог»;
популяризации проблематики по основам безопасности жизнедеятельности.
Содержание программы
МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.
Обеспечение личной безопасности при пожарах
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий
и травматизма людей.
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.
Велосипедист — водитель транспортного средства
Тема 3. Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на
водоемах.
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение
окружающей
среды
и
здоровье
человека.
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные
последствия
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на
радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически
опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на

взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на
гидротехнических сооружениях и их последствия
РАЗДЕЛ II.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической
защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на
взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий
аварий на гидротехнических сооружениях
Тема7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного
характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера
МОДУЛЬ II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ IV
Основы здорового образа жизни
Тема8. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его
физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье —
составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как
необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
РАЗДЕЛ V
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 9 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Первая помощь пострадавшим и ее значение.
Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.
Первая помощь при травмах
Первая помощь при утоплении

Тематическое планирование
№
п/п

Раздел, тема

М-I

Основы безопасности личности,
общества и государства
Основы комплексной безопасности
Пожарная безопасность

Р-I
Тема
1

Кол- Характеристика видов деятельности
во
учащихся
часо
в
23
16
3

Тема
2

Безопасность на дорогах

3

Тема
3

Тема 3. Безопасность на водоемах

3

Тема
4

Экология и безопасность

2

Тема
5

Чрезвычайные ситуации
техногенного характера и их
возможные последствия

5

Анализируют причины возникновения
пожаров в жилых и общественных
зданиях. Запоминают правила и
обязанности граждан в области
пожарной безопасности в быту.
Выбирают правильный алгоритм
безопасного поведения при пожаре.
Характеризуют основные мероприятия
проводимые МЧС Росии, по
совершенствованию пожарной
безопасности в стране. Составляют план
своего поведения на случай
возникновения пожара в школе, дома,
общественном месте.
Анализируют причины дорожнотранспортных происшествий.
Повторяют правила дорожного
движения, запоминают дорожные знаки.
Запоминают правильные алгоритмы
безопасного поведения на дорогах
пешехода, пассажира, водителя
велосипеда.
Характеризуют состояние водоемов в
различное время года. Объясняют
правила безопасного поведения на
водоеме. Сравнивают способы
обеззараживания воды. Объясняют
правила безопасного поведения на воде.
Отрабатывают в паре правила само-и
взаимопомощи терпящим бедствия на
воде.
Ищут в интернете информацию об
экологической обстановке в местах
проживания. Анализируют состояние
окружающей среды. Запоминают
приемы по защите личного здоровья в
местах с неблагоприятной
экологической обстановкой
Характеризуют причины возникновения
ЧС техногенного характера и их
возможные последствия по масштабу
распространения. Различают ЧС
техногенного характера в соответствии
с их классификацией. Составляют
алгоритм своего поведения во время
характерной ЧС техногенного
характера, возможного в регионе своего
проживания. Анализируют

расположение потенциально опасных
объектов в районе проживания и
степень исходящих от них опасностей.
Р-II

Защита населения Российской
Федерации от чрезвычайных
ситуаций
Обеспечение защиты населения от
чрезвычайных ситуаций

7

Тема
7

Организация защиты населения от
чрезвычайных ситуаций
техногенного характера

3

М-II

Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его
составляющие

11

Основы медицинских знаний и
оказание первой помощи
Первая помощь при неотложных
состояниях

4

Тема
6

Р-IV
Тема
8

P-V
Тема
9

Всего 34 часа

4

7
7

4

Характеризуют основные мероприятия
проводимые в РФ ,по обеспечению
радиационной безопасности населения,
его химической защите от последствий
аварий на взрывопожароопасных
объектах и гидротехнических
сооружениях. Анализируют
рекомендации специалистов по
правилам безопасного поведения в ЧС
техногенного характера. Отрабатывают
в паре правила безопасного поведения в
условиях различных ЧС техногенного
характера
Объясняют порядок оповещения
населения и организацию его эвакуации
в условиях ЧС техногенного характера.
Характеризуют основные мероприятия,
проводимые в стране по инженерной
защите населения.

Характеризуют особенности
индивидуального здоровья, его
духовную физическую и социальную
составляющую. Объясняют общие
понятия о репродуктивном здоровье как
общей составляющей здоровья человека
и общества. Обосновывают значение
здорового образа жизни для сохранения
и укрепления здоровья человека и
общества. Формулируют правила
соблюдения норм здорового образа
жизни. Формулируют кратко свое
понимание здоровья и указывают
критерии, по которым можно оценить
его уровень.

Анализируют возможные последствия
неотложных состояний и значение
своевременного оказания первой
помощи. Отрабатывают в паре приемы
оказания первой помощи при
отравлении АХОВ, при травмах, при
утоплении.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Основы безопасности жизнедеятельности.8 класс: учеб. для
общеобразоват
.организаций / А.Т.Смирнов,Б.О. Хренников/Под ред.А.Т.Смирнова;-3-е издание. ,
из-во «Просвещение».-М.: Просвещение, 2015.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. С.В. Баленко «Школа выживания», М., «Эксмо», 1992г.
2. В.Г. Бубнов, В.А. Бубнова «Основы медицинских знаний», М.,
«Астрель»,2005г.
3. В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных
ситуациях», М., «Экзамен», 2006г.
4. Безопасность человека в экстремальных ситуациях. «Военные знания»,М,1992 г
5. Защита населения в ЧС. «Военные знания»,М, 2000 г
6. В.В. Шаховец «Первая помощь в экстремальных ситуациях. Т.1», «М», 2000 г
7. В.В. Шаховец «Первая помощь в экстремальных ситуациях. Т.2», «М», 2000 г
8.Серия «1000 советов от газеты Комсомольская правда» «Первая помощь в
экстренных ситуациях» ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2006 г.
9. Перечень цифровых образовательных ресурсов, онлайн платформ, сервисов в
сети Интернет:
- Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/);
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);

- Социальная сеть работников образования (nsportal.ru);

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬЕЫЕ РЕСУРСЫ
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Название сайта

Электронный адрес

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index
.htm
и мониторингу окружающей среды
Русский образовательный портал
Федеральный
портал

российский

http://www.gov.ed.ru

общеобразовательный http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
(издательский дом «1 сентября»)
Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

«Мой компас» (безопасность ребѐнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое
издание
преподавателей ОБЖ-МЧС России

для http://www.schoolobz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет http://www.econavt-catalog.ru
ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного
движения, Безопасности жизнедеятельности)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».