Положение о службе психолого-педагогического сопровождения

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение определяет основу деятельности службы
психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении
МАОУ «КСОШ»(далее – Служба сопровождения, СППС). Служба
сопровождения является организационно-функциональной структурой
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Кусочинская средняя общеобразовательная школа»
1.2. Служба психолого-педагогического сопровождения осуществляет свою
деятельность, руководствуясь федеральными законами, указами,
постановлениями и распоряжениями Президента Российской Федерации и
исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области
образования, Концепцией развития службы психолого-педагогического и
социального сопровождения системы образования Забайкальского края,
приказами и распоряжениями Управления образования Могойтуйского
района и в соответствии с Уставом МАОУ «КСОШ» и локальными актами,
которые регламентируют эту деятельность в образовательной организации.
1.3. Деятельность Службы сопровождения позволяет:
- реализовать особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного
развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав
детей и подростков в условиях образовательного процесса;
- организовывать процесс создания специальных условий обучения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- оказывать содействие в разработке и реализации программ развития
образовательного учреждения с учетом создания более благоприятных
условий для развития и воспитания детей;
- создавать комплексные профилактические и коррекционно-развивающие
программы, направленные на преодоление психолого-педагогических и
социальных проблем обучающихся, развитие одаренных и
высокомотивированных детей;
- взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений в
целях создания более благоприятных условий для развития и воспитания
обучающихся.
1.4. Основными принципами работы Службы ППСС являются:
- принцип приоритета интересов ребенка;

- принцип целостности и системности;
- принцип синтеза эффективного опыта и инноваций;
- принцип корпоративности психологического сообщества;
- принцип вариативности при определении приоритетных задач,
направлений, организационных моделей на муниципальном уровне и уровне
образовательных организаций;
- принцип открытости и межведомственного сотрудничества.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2.1. Целью деятельности Службы сопровождения является:
психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического
процесса, защита психологического здоровья и социального благополучия
всех участников образовательного процесса, а также оказание
психологической (психологической поддержки), социально-педагогической,
логопедической, дефектологической, тьюторской помощи и поддержки
участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами
развития МАОУ «КСОШ».
2.2. Основными задачами службы психолого-педагогического
сопровождения являются:
2.2.1. психолого-педагогические и социально-психологические мониторинги,
позволяющие планировать и осуществлять эффективное психологопедагогическое сопровождение;
2.2.2. исследование и анализ особенностей адаптации и социализации
обучающихся, выявление основных проблем и определение причин их
возникновения, путей и средств их разрешения;
2.2.3. сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся,
педагогов и родителей (законных представителей);
2.2.4. обеспечение психологической безопасности и комфортности
образовательной среды;
2.2.5. создание специальных образовательных условий для обучающихся в
соответствии с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии;
2.2.6. создание условий для повышения психологической культуры и
психологической компетентности всех участников образовательных
отношений;

2.2.7. обеспечение комплексной профилактики социальной дезадаптации и
негативных явлений в образовательной среде, в том числе девиантного,
аддиктивного и суицидального поведения;
2.2.8. психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания,
обеспечение психологических условий для формирования достойной
жизненной перспективы, профориентации, самореализации в социально
позитивных видах деятельности в соответствии с их возрастными и
личностными потребностями и потенциалами.
3. ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Сопровождение образовательного процесса:
3.1.1. обеспечение психологической безопасности образовательного
пространства;
3.1.2. сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся,
содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию,
самопознанию и самореализации.
3.2. Диагностическая функция:
3.2.1. скрининговое, мониторинговое и углубленное изучение социальнопсихолого-педагогических особенностей обучающихся, групп и коллективов
на протяжении всего периода обучения;
3.2.2. определение индивидуальных особенностей и склонностей,
потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в
профессиональном самоопределении, а также выявление причин и
источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
3.2.3. выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в создании
специальных образовательных условий, социальной защите, опеке и
попечительстве с целью защиты законных прав и интересов
несовершеннолетних, в т. ч. приоритетного права ребенка на жизнь и
воспитание в семье.
3.2.4. диагностика проводится специалистами в соответствии с их профилем
деятельности как индивидуально, так и с группами обучающихся в
соответствии с планом работы на год.
3.3. Коррекционно-развивающая функция:
3.3.1. активное воздействие на процесс формирования личности в детском
возрасте и сохранение ее индивидуальности, проведение психологопедагогических мероприятий с целью устранения нарушений в
психофизическом и интеллектуальном развитии и поведении;

3.3.2. склонности к зависимостям и правонарушениям, формирование
социально значимой жизненной перспективы;
3.3.3. осуществляется на основе совместной деятельности педагоговпсихологов, логопедов, социальных педагогов, педагогов и других
специалистов.
3.4. Профилактическая функция:
3.4.1. своевременное предупреждение отклонений в психофизическом
развитии и формировании личности, межличностных взаимоотношений,
предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся;
3.4.2. разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам,
родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах
воспитания, обучения и развития.
3.5. Просветительская функция:
3.5.1. формирование у обучающихся, и их родителей (законных
представителей), у педагогических работников и руководителей
образовательных учреждений потребности в психолого-педагогических
знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития;
3.5.2. создание условий для полноценного личностного развития и
самоопределения обучающихся, на каждом возрастном этапе;
3.6. Консультативная функция:
3.6.1. оказание помощи обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам и другим участникам
образовательных отношений в вопросах развития, воспитания и обучения
посредством консультирования;
3.7. Организационно-методическая:
3.7.1. анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка
рекомендаций по его совершенствованию;
3.7.2. участие в деятельности консилиума, совета по профилактике
правонарушений, заседаниях методических объединений, семинарах,
конференциях по проблемам воспитания развития и социализации
обучающихся.
3.7.3. участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе
профессиональной деятельности, образовательных программ и проектов.
3.8. Социально-диспетчерская деятельность:

3.8.1. обеспечение всех участников образовательного процесса информацией
о возможности получения помощи в случаях, выходящих за рамки
профессиональной компетенции специалистов Службы, посредством
создания банка данных о службах, оказывающих профессиональные услуги;
3.8.2. переадресация по оказанию комплексной социально-педагогической и
медико-психологической помощи и не снимает ответственности со
специалиста Службы за дальнейшее сопровождение ребенка, семьи.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
4.1. В состав Службы сопровождения входят специалисты: педагогипсихологи, учителя-логопеды(при наличии ставки), учителя-дефектологи(при
наличии ставки), тьюторы(при наличии ставки), социальные педагоги,
которые взаимодействуют с учителя-предметниками и администрацией
организации.
4.2. Нагрузка специалистов Службы: рабочее время определяются на основе
требований нормативных документов для каждого специалиста по профилю
его профессиональной деятельности, в соответствие с режимом работы,
установленном в образовательной организации, правилами внутреннего
распорядка, планом работы Службы сопровождения.
4.3. Деятельность специалистов осуществляется в соответствии с
должностными инструкциями и годовым планом деятельности специалистов.
4.4. Для деятельности специалистов Службы сопровождения в
образовательной организации предоставляется необходимое материальнотехническое и методическое оснащение, выделяются помещения,
соответствующие требованиям СаНПиН и других документов, в которых
прописаны требования к ним.
4.5. Специалисты Службы самостоятельно:
4.5.1. определяют приоритетные направления своей работы, исходя из цели и
задач деятельности службы;
4.5.2. разрабатывают программы психолого-педагогического сопровождения;
4.5.3. принимают участие в работе конференций, совещаний, семинаров,
собраний, советов по вопросам психологии, социальной педагогики,
логопедии и другим профессиональным профилям;
4.5.4. обеспечивают использование и проведение различных форм психологопедагогической, социальной работы с педагогами, обучающимися и
родителями;
4.5.5. регулярно повышают свою квалификацию.

4.6. Междисциплинарное взаимодействие специалистов в образовательной
организации осуществляется в формате психолого-педагогического
консилиума (ППк), который является первичным элементом Службы. Состав,
задачи и порядок деятельности школьного консилиума определяется
локальным актом – Положением о школьном психолого-педагогическом
консилиуме.
4.7. Служба сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и
организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и
детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и
прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь
образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся
(воспитанников).
4.8. Деятельность Службы должна происходить в тесном взаимодействии с
администрацией, педагогами, классными руководителями, педагогами
дополнительного образования и другими специалистами образовательной
организации.
4.9. Решение о сопровождении ребенка и его семьи может приниматься
специалистами службы сопровождения самостоятельно с уведомлением
руководителя службы сопровождения, на заседании психологопедагогического консилиума, совета по профилактике правонарушений.
4.10. Деятельность Службы должна происходить в тесном взаимодействии с
родителями обучающихся.
4.10.1. Родители (законные представители ребенка) имеют право:
- давать согласие на индивидуальное психолого-педагогическое
сопровождение ребенка/отказываться от индивидуального психологопедагогического сопровождения ребенка;
- принимать участие, высказывать свое мнение при обсуждении результатов
психолого-педагогического обследования ребенка;
- присутствовать на заседаниях психолого-педагогического консилиума
(ППк) школы, посвященных их ребенку;
- участвовать в создании специальных образовательных условий для их детей
(дети с ОВЗ и инвалидностью) и разработке программы индивидуальной
комплексной помощи, направлений коррекционной работы (в соответствии с
ИПР и рекомендациями ПМПК);
- получать консультации специалистов Службы сопровождения по вопросам
обследования, сопровождения, обучения, в том числе информацию о своих

правах и правах детей в рамках деятельности психолого-педагогического
консилиума (ППк);
4.10.2. Родители (законные представители) обязаны:
- следовать рекомендациям специалистов Службы и решениям ППк (в
ситуации согласия на психолого-педагогическое сопровождение ребенка);
- обеспечивать присутствие ребенка на занятии, в случае необходимости
приводить ребенка на занятия в соответствии с согласованным расписанием,
не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины,
выполнять рекомендации специалистов ППк;
- обеспечивать выполнение ребенком упражнений для закрепления навыков,
задаваемых специалистами на дом.
5. РУКОВОДСТВО СЛУЖБОЙ
5.1. Общее руководство службой выполняет руководитель Службы
сопровождения.
5.2. Руководитель Службы сопровождения назначается на должность и
увольняется с должности приказом директора.
5.3. Руководитель Службы сопровождения подчиняется непосредственно
заместителю директора по воспитательной работе.
5.4. Руководитель Службы сопровождения выполняет следующие функции:
5.4.1. организует текущее и перспективное планирование деятельности,
координирует работу специалистов Службы по выполнению годового,
текущего плана деятельности, коррекционно-развивающих программ и
других мероприятий;
5.4.2. отслеживает, анализирует и обобщает, и доводит до сведения
администрации результаты деятельности Службы сопровождения,
прогнозирует пути ее развития, представляет справки и отчеты о работе
Службы сопровождения заместителям директора, вышестоящим инстанциям
и службам;
5.4.3. осуществляет контроль качества и эффективности оказываемой
участникам образовательного процесса психолого-педагогической и
социальной помощи;
5.4.4. организует и осуществляет контроль за созданием специальных
образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК;

5.4.5. оказывает помощь обучающимся, родителям, педагогическому
коллективу в решении конкретных проблем по направлению деятельности
Службы сопровождения;
5.4.6. взаимодействует с административным составом школы по вопросам,
связанным с психоло-педагогическим обеспечением образовательного
процесса;
5.4.7. участвует в работе общих административных совещаний,
педагогических советов, в решении общих административных вопросов;
5.4.8. создает условия для повышения психологической культуры в школе у
обучающихся, педагогов и родителей;
5.4.9. принимает участие в разработке инновационных программ и
технологий и оказывает помощь педагогическим работникам в их усвоении;
5.4.10. разрабатывает программы деятельности Службы по различным
направлениям;
5.4.11. координирует методическую работу классных руководителей по
реализации психолого-педагогических планов и программ, а также оказывает
помощь в разработке необходимой методической документации;
5.4.12. осуществляет психологическую поддержку одаренных и
высокомотивированных обучающихся, специализированного и профильного
обучения;
5.4.13. организует просветительскую работу в форме семинаров, вебинаров,
мастер-классов, практических занятий и тренингов в области социальной и
педагогической психологии;
5.4.14. осуществляет психолого-педагогическое консультирование
участников образовательных отношений;
5.4.15. проводит анализ психолого-педагогических и социальнопсихологических мониторингов различного профиля и предназначения;
5.4.16. организует учет и хранение результатов проводимых исследований;
5.4.17. анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы по
направлениям деятельности.
6. РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
6.1. Документация Службы сопровождения включает:
- перспективный годовой план работы;
- годовой отчет (аналитический и статистический);

- социальный паспорт МАОУ «КСОШ»;
- реестр обучающихся, нуждающихся в создании специальных
образовательных условий и/или в психолого-педагогической и социальной
помощи;
- графики работы специалистов, циклограммы их работы;
- годовые планы работы специалистов;
- рабочие программы специалистов Службы и другая служебная
документация, которая ведется специалистами Службы согласно
должностным инструкциям;
- документация психолого-педагогического консилиума;
- карты психолого-педагогического и социального сопровождения детей,
нуждающихся в комплексном сопровождении, включающие:
- индивидуальные образовательные маршруты обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью;
-заявление родителей на оказание психолого-педагогического
сопровождения;
- копии заключений ПМПК;
-копии свидетельства об инвалидности, ИПР;
- результаты мониторингов и различных видов диагностик.
6.2. Планы работы на год, графики работы специалистов согласовываются с
руководителем Службы сопровождения и утверждаются директором МАОУ
«КСОШ»
6.3. Документы, относящиеся к деятельности Службы, хранятся у
руководителя Службы и/или специалистов.
6.4. В целях повышения качества взаимодействия специалисты Службы
имеют равные права доступа к рабочей документации при соблюдении
принципа обязательной конфиденциальности данных.
7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА СППС.
7.1. Сотрудники Службы имеют право:
7.1.1. вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с
предусмотренными должностной инструкцией обязанностями;
7.1.2. определять приоритетные направления работы, выбирать формы и
методы работы;

7.1.3. знакомиться с документацией учебно-воспитательного процесса,
необходимой для качественного выполнения своих обязанностей,
обращаться с запросами к администрации, педагогам, специалистам;
7.1.4. присутствовать на уроках и мероприятиях, проводимых другими
педагогическими работниками в пределах своей компетенции;
7.1.5. повышать свою квалификацию в установленном порядке;
7.1.6. проходить аттестацию в установленном порядке;
7.1.7. участвовать в рассмотрении спорных вопросов, касающихся всех
участников образовательного процесса;
7.1.8. обращаться в случае необходимости через администрацию школы с
ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с
оказанием помощи школьнику;
7.1.9. работники службы психолого-педагогического сопровождения могут
осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение социальной,
психологической и педагогической деятельности осуществляется
работниками службы психолого-педагогического сопровождения только на
добровольной основе при наличии соответствующей квалификации.
7.2. Сотрудники службы психолого-педагогического сопровождения
обязаны:
7.2.1. руководствоваться соответствующими нормативными документами,
настоящим Положением и другими документами, регламентирующими
деятельность Службы;
7.2.2. рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетенции;
7.2.3. знать новейшие достижения науки, применять современные методы
работы;
7.2.4. работать в тесном контакте с руководством образовательного
учреждения, оказывать необходимую помощь администрации;
7.2.5. выполнять распоряжения руководителя Службы сопровождения и
администрации образовательного учреждения;
7.2.6. представлять руководителю Службы сопровождения для согласования:
годовой план, отчет о работе, график и циклограмму работы иные
документы, относящиеся к профессиональной деятельности;
7.2.7. сохранять конфиденциальность сведений;

7.2.8. защищать права и интересы детей и их родителей (законных
представителей). Срок действия положения не ограничен. При изменении
законодательства, в акт вносятся изменения в установленном порядке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».