ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение определяет основу деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении МАОУ «КСОШ»(далее – Служба сопровождения, СППС). Служба сопровождения является организационно-функциональной структурой Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Кусочинская средняя общеобразовательная школа» 1.2. Служба психолого-педагогического сопровождения осуществляет свою деятельность, руководствуясь федеральными законами, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области образования, Концепцией развития службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования Забайкальского края, приказами и распоряжениями Управления образования Могойтуйского района и в соответствии с Уставом МАОУ «КСОШ» и локальными актами, которые регламентируют эту деятельность в образовательной организации. 1.3. Деятельность Службы сопровождения позволяет: - реализовать особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса; - организовывать процесс создания специальных условий обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - оказывать содействие в разработке и реализации программ развития образовательного учреждения с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей; - создавать комплексные профилактические и коррекционно-развивающие программы, направленные на преодоление психолого-педагогических и социальных проблем обучающихся, развитие одаренных и высокомотивированных детей; - взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений в целях создания более благоприятных условий для развития и воспитания обучающихся. 1.4. Основными принципами работы Службы ППСС являются: - принцип приоритета интересов ребенка; - принцип целостности и системности; - принцип синтеза эффективного опыта и инноваций; - принцип корпоративности психологического сообщества; - принцип вариативности при определении приоритетных задач, направлений, организационных моделей на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций; - принцип открытости и межведомственного сотрудничества. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ 2.1. Целью деятельности Службы сопровождения является: психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса, защита психологического здоровья и социального благополучия всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической (психологической поддержки), социально-педагогической, логопедической, дефектологической, тьюторской помощи и поддержки участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами развития МАОУ «КСОШ». 2.2. Основными задачами службы психолого-педагогического сопровождения являются: 2.2.1. психолого-педагогические и социально-психологические мониторинги, позволяющие планировать и осуществлять эффективное психологопедагогическое сопровождение; 2.2.2. исследование и анализ особенностей адаптации и социализации обучающихся, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; 2.2.3. сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей); 2.2.4. обеспечение психологической безопасности и комфортности образовательной среды; 2.2.5. создание специальных образовательных условий для обучающихся в соответствии с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии; 2.2.6. создание условий для повышения психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательных отношений; 2.2.7. обеспечение комплексной профилактики социальной дезадаптации и негативных явлений в образовательной среде, в том числе девиантного, аддиктивного и суицидального поведения; 2.2.8. психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания, обеспечение психологических условий для формирования достойной жизненной перспективы, профориентации, самореализации в социально позитивных видах деятельности в соответствии с их возрастными и личностными потребностями и потенциалами. 3. ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Сопровождение образовательного процесса: 3.1.1. обеспечение психологической безопасности образовательного пространства; 3.1.2. сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию, самопознанию и самореализации. 3.2. Диагностическая функция: 3.2.1. скрининговое, мониторинговое и углубленное изучение социальнопсихолого-педагогических особенностей обучающихся, групп и коллективов на протяжении всего периода обучения; 3.2.2. определение индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; 3.2.3. выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т. ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье. 3.2.4. диагностика проводится специалистами в соответствии с их профилем деятельности как индивидуально, так и с группами обучающихся в соответствии с планом работы на год. 3.3. Коррекционно-развивающая функция: 3.3.1. активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, проведение психологопедагогических мероприятий с целью устранения нарушений в психофизическом и интеллектуальном развитии и поведении; 3.3.2. склонности к зависимостям и правонарушениям, формирование социально значимой жизненной перспективы; 3.3.3. осуществляется на основе совместной деятельности педагоговпсихологов, логопедов, социальных педагогов, педагогов и других специалистов. 3.4. Профилактическая функция: 3.4.1. своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и формировании личности, межличностных взаимоотношений, предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся; 3.4.2. разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. 3.5. Просветительская функция: 3.5.1. формирование у обучающихся, и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; 3.5.2. создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, на каждом возрастном этапе; 3.6. Консультативная функция: 3.6.1. оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательных отношений в вопросах развития, воспитания и обучения посредством консультирования; 3.7. Организационно-методическая: 3.7.1. анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию; 3.7.2. участие в деятельности консилиума, совета по профилактике правонарушений, заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях по проблемам воспитания развития и социализации обучающихся. 3.7.3. участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности, образовательных программ и проектов. 3.8. Социально-диспетчерская деятельность: 3.8.1. обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о возможности получения помощи в случаях, выходящих за рамки профессиональной компетенции специалистов Службы, посредством создания банка данных о службах, оказывающих профессиональные услуги; 3.8.2. переадресация по оказанию комплексной социально-педагогической и медико-психологической помощи и не снимает ответственности со специалиста Службы за дальнейшее сопровождение ребенка, семьи. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 4.1. В состав Службы сопровождения входят специалисты: педагогипсихологи, учителя-логопеды(при наличии ставки), учителя-дефектологи(при наличии ставки), тьюторы(при наличии ставки), социальные педагоги, которые взаимодействуют с учителя-предметниками и администрацией организации. 4.2. Нагрузка специалистов Службы: рабочее время определяются на основе требований нормативных документов для каждого специалиста по профилю его профессиональной деятельности, в соответствие с режимом работы, установленном в образовательной организации, правилами внутреннего распорядка, планом работы Службы сопровождения. 4.3. Деятельность специалистов осуществляется в соответствии с должностными инструкциями и годовым планом деятельности специалистов. 4.4. Для деятельности специалистов Службы сопровождения в образовательной организации предоставляется необходимое материальнотехническое и методическое оснащение, выделяются помещения, соответствующие требованиям СаНПиН и других документов, в которых прописаны требования к ним. 4.5. Специалисты Службы самостоятельно: 4.5.1. определяют приоритетные направления своей работы, исходя из цели и задач деятельности службы; 4.5.2. разрабатывают программы психолого-педагогического сопровождения; 4.5.3. принимают участие в работе конференций, совещаний, семинаров, собраний, советов по вопросам психологии, социальной педагогики, логопедии и другим профессиональным профилям; 4.5.4. обеспечивают использование и проведение различных форм психологопедагогической, социальной работы с педагогами, обучающимися и родителями; 4.5.5. регулярно повышают свою квалификацию. 4.6. Междисциплинарное взаимодействие специалистов в образовательной организации осуществляется в формате психолого-педагогического консилиума (ППк), который является первичным элементом Службы. Состав, задачи и порядок деятельности школьного консилиума определяется локальным актом – Положением о школьном психолого-педагогическом консилиуме. 4.7. Служба сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся (воспитанников). 4.8. Деятельность Службы должна происходить в тесном взаимодействии с администрацией, педагогами, классными руководителями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами образовательной организации. 4.9. Решение о сопровождении ребенка и его семьи может приниматься специалистами службы сопровождения самостоятельно с уведомлением руководителя службы сопровождения, на заседании психологопедагогического консилиума, совета по профилактике правонарушений. 4.10. Деятельность Службы должна происходить в тесном взаимодействии с родителями обучающихся. 4.10.1. Родители (законные представители ребенка) имеют право: - давать согласие на индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка/отказываться от индивидуального психологопедагогического сопровождения ребенка; - принимать участие, высказывать свое мнение при обсуждении результатов психолого-педагогического обследования ребенка; - присутствовать на заседаниях психолого-педагогического консилиума (ППк) школы, посвященных их ребенку; - участвовать в создании специальных образовательных условий для их детей (дети с ОВЗ и инвалидностью) и разработке программы индивидуальной комплексной помощи, направлений коррекционной работы (в соответствии с ИПР и рекомендациями ПМПК); - получать консультации специалистов Службы сопровождения по вопросам обследования, сопровождения, обучения, в том числе информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк); 4.10.2. Родители (законные представители) обязаны: - следовать рекомендациям специалистов Службы и решениям ППк (в ситуации согласия на психолого-педагогическое сопровождение ребенка); - обеспечивать присутствие ребенка на занятии, в случае необходимости приводить ребенка на занятия в соответствии с согласованным расписанием, не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, выполнять рекомендации специалистов ППк; - обеспечивать выполнение ребенком упражнений для закрепления навыков, задаваемых специалистами на дом. 5. РУКОВОДСТВО СЛУЖБОЙ 5.1. Общее руководство службой выполняет руководитель Службы сопровождения. 5.2. Руководитель Службы сопровождения назначается на должность и увольняется с должности приказом директора. 5.3. Руководитель Службы сопровождения подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. 5.4. Руководитель Службы сопровождения выполняет следующие функции: 5.4.1. организует текущее и перспективное планирование деятельности, координирует работу специалистов Службы по выполнению годового, текущего плана деятельности, коррекционно-развивающих программ и других мероприятий; 5.4.2. отслеживает, анализирует и обобщает, и доводит до сведения администрации результаты деятельности Службы сопровождения, прогнозирует пути ее развития, представляет справки и отчеты о работе Службы сопровождения заместителям директора, вышестоящим инстанциям и службам; 5.4.3. осуществляет контроль качества и эффективности оказываемой участникам образовательного процесса психолого-педагогической и социальной помощи; 5.4.4. организует и осуществляет контроль за созданием специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК; 5.4.5. оказывает помощь обучающимся, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем по направлению деятельности Службы сопровождения; 5.4.6. взаимодействует с административным составом школы по вопросам, связанным с психоло-педагогическим обеспечением образовательного процесса; 5.4.7. участвует в работе общих административных совещаний, педагогических советов, в решении общих административных вопросов; 5.4.8. создает условия для повышения психологической культуры в школе у обучающихся, педагогов и родителей; 5.4.9. принимает участие в разработке инновационных программ и технологий и оказывает помощь педагогическим работникам в их усвоении; 5.4.10. разрабатывает программы деятельности Службы по различным направлениям; 5.4.11. координирует методическую работу классных руководителей по реализации психолого-педагогических планов и программ, а также оказывает помощь в разработке необходимой методической документации; 5.4.12. осуществляет психологическую поддержку одаренных и высокомотивированных обучающихся, специализированного и профильного обучения; 5.4.13. организует просветительскую работу в форме семинаров, вебинаров, мастер-классов, практических занятий и тренингов в области социальной и педагогической психологии; 5.4.14. осуществляет психолого-педагогическое консультирование участников образовательных отношений; 5.4.15. проводит анализ психолого-педагогических и социальнопсихологических мониторингов различного профиля и предназначения; 5.4.16. организует учет и хранение результатов проводимых исследований; 5.4.17. анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы по направлениям деятельности. 6. РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 6.1. Документация Службы сопровождения включает: - перспективный годовой план работы; - годовой отчет (аналитический и статистический); - социальный паспорт МАОУ «КСОШ»; - реестр обучающихся, нуждающихся в создании специальных образовательных условий и/или в психолого-педагогической и социальной помощи; - графики работы специалистов, циклограммы их работы; - годовые планы работы специалистов; - рабочие программы специалистов Службы и другая служебная документация, которая ведется специалистами Службы согласно должностным инструкциям; - документация психолого-педагогического консилиума; - карты психолого-педагогического и социального сопровождения детей, нуждающихся в комплексном сопровождении, включающие: - индивидуальные образовательные маршруты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью; -заявление родителей на оказание психолого-педагогического сопровождения; - копии заключений ПМПК; -копии свидетельства об инвалидности, ИПР; - результаты мониторингов и различных видов диагностик. 6.2. Планы работы на год, графики работы специалистов согласовываются с руководителем Службы сопровождения и утверждаются директором МАОУ «КСОШ» 6.3. Документы, относящиеся к деятельности Службы, хранятся у руководителя Службы и/или специалистов. 6.4. В целях повышения качества взаимодействия специалисты Службы имеют равные права доступа к рабочей документации при соблюдении принципа обязательной конфиденциальности данных. 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА СППС. 7.1. Сотрудники Службы имеют право: 7.1.1. вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными должностной инструкцией обязанностями; 7.1.2. определять приоритетные направления работы, выбирать формы и методы работы; 7.1.3. знакомиться с документацией учебно-воспитательного процесса, необходимой для качественного выполнения своих обязанностей, обращаться с запросами к администрации, педагогам, специалистам; 7.1.4. присутствовать на уроках и мероприятиях, проводимых другими педагогическими работниками в пределах своей компетенции; 7.1.5. повышать свою квалификацию в установленном порядке; 7.1.6. проходить аттестацию в установленном порядке; 7.1.7. участвовать в рассмотрении спорных вопросов, касающихся всех участников образовательного процесса; 7.1.8. обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику; 7.1.9. работники службы психолого-педагогического сопровождения могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение социальной, психологической и педагогической деятельности осуществляется работниками службы психолого-педагогического сопровождения только на добровольной основе при наличии соответствующей квалификации. 7.2. Сотрудники службы психолого-педагогического сопровождения обязаны: 7.2.1. руководствоваться соответствующими нормативными документами, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность Службы; 7.2.2. рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции; 7.2.3. знать новейшие достижения науки, применять современные методы работы; 7.2.4. работать в тесном контакте с руководством образовательного учреждения, оказывать необходимую помощь администрации; 7.2.5. выполнять распоряжения руководителя Службы сопровождения и администрации образовательного учреждения; 7.2.6. представлять руководителю Службы сопровождения для согласования: годовой план, отчет о работе, график и циклограмму работы иные документы, относящиеся к профессиональной деятельности; 7.2.7. сохранять конфиденциальность сведений; 7.2.8. защищать права и интересы детей и их родителей (законных представителей). Срок действия положения не ограничен. При изменении законодательства, в акт вносятся изменения в установленном порядке.