Положение о промежуточной аттестации обучающихся с УО

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,
Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от
19.12.2014, Уставом МАОУ «Кусочинская средняя общеобразовательная
школа» (далее - Школа).
1.2. Настоящее Положение регламентирует систему оценок, формы,
периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
передает
специфику
образовательного
процесса,
соответствует возможностям обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, сопровождается текущим контролем
успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.4. Система оценки достижения результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающимися с умственной —
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП) обеспечивает
связь между требованиями стандарта и образовательным процессом.
1.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
обучающимися с легкой умственной отсталостью (вариант 1) ориентирует
образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение
планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и
формирование базовых учебных действий.

1.6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
ориентирует образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по

разным причинам выпадающего из образовательного пространства,
достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.
1.7. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умственной
отсталостью АООП осуществляется Школой.
2. ЦЕЛЬ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных
достижений
обучающихся
и
оценка
результатов
деятельности
образовательного учреждения и педагогических кадров, установление
динамики развития обучающихся по итогам учебных триместров (для
обучающихся с легкой умственной отсталостью), полугодий (для
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
тяжёлыми и множественными нарушениями развития) и учебного года,
описание достижения возможных результатов в форме, понятной для всех
участников образовательных отношений. Полученные данные используются
для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
2.2. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения
АООП призвана решить следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
- предусматривать оценку достижений, обучающихся и
эффективности деятельности общеобразовательной организации;

оценку

- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений,
обучающихся и развития их жизненной компетенции.
2.3. Результаты достижений, обучающихся с умственной отсталостью в
овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования

обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки
результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей
качественных изменений в психическом
обучающихся;

динамику достижений и
и социальном развитии

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в
разных образовательных организациях. Для этого необходимым является
создание
методического
обеспечения
(описание
диагностических
материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки,
обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления
оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с
умственной отсталостью, представляют обобщенные характеристики оценки
их учебных и личностных достижений.
3. НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Освоение АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
обеспечивает
достижение
обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных.
3.2. Личностные результаты освоения АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают
индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные
установки
обучающихся.
Достижение
личностных
результатов
обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной
деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом
социального взаимодействия.
3.3. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их
применению.
3.4. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным

критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
3.5. АООП (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
3.6. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня
овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации
ЦПМПК и с согласия родителей (законных представителей) Школа
переводит обучающегося на обучение по индивидуальному плану (вариант
2).
4.
ФУНКЦИИ
СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ
ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Закрепляет основные направления оценочной деятельности, описание
объекта оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов.
4.2. Ориентирует образовательный процесс на развитие личности
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и формирование базовых учебных действий.
4.3. Способствует оценить достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и жизненных компетенций, включенных в
специальную индивидуальную программу развития.
4.4. Обеспечивает интегративный подход к оценке результатов освоения
АООП
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), позволяющий оценивать в единстве
предметные и личностные результаты образования.
4.5. Позволяет осуществлять оценку динамики развития жизненных
компетенций и учебных достижений обучающихся.
5. ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5.1. При оценке личностных результатов диагностируется сформированность
внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Оценка (не отметка)
проявляется в словесной характеристике. При этом следует помнить, что

такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы
личности и психологической безопасности ребёнка.
5.2. Для оценки личностных результатов, обучающихся используется метод
экспертной оценки, которая представляет собой процедуру оценки
результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). В ее состав
входит старший методист ступени, руководитель психолого-педагогической
службы, учитель-предметник, специалист психолого - педагогической
службы (психолог, логопед(при наличии ставки), дефектолог(при наличии
ставки).
5.3. Критериальным аппаратом для оценивания служит индивидуальный
перечень возможных результатов личностного развития.
5.4. В случае затруднений оценки сформированность действий,
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленной
тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его
эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
5.5. Программа системы оценки Вариант 1 (Приложение 1) включает:
1) Перечень личностных результатов, критерии оценки жизненных
компетенций, обучающихся;
2) Перечень коммуникативных учебных результатов;
3) Перечень регулятивных результатов.
5.6. Программа системы оценки Вариант 2 (Приложение 2) включает:
1) Перечень учебно-познавательной компетенций;
2) Перечень информационно-коммуникативной компетенций;
3) Перечень жизненных компетенций.
5.7. Оценка достижений производится путем фиксации по следующей шкале
(Вариант 1):
0 – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;

2 – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 – способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
4 – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
(Вариант 2):
1 – деятельность не осуществляется при максимальном объеме помощи; не
воспроизводит при максимальном объеме помощи; не выполняет, помощь не
принимает;
2 – деятельность осуществляется по наглядным опорам со значительными
ошибками и пробелами; выполняет совместно с педагогом при значительной
тактильной помощи;
3 – деятельность осуществляется по наглядным опорам с незначительными
ошибками; выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной
помощью или после частичного выполнения педагогом;
4 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками; выполняет
самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
5 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;
выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;
6 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу; выполняет
самостоятельно по вербальному заданию.
5.8. Оценка достижений базисных личностных результатов производится 1
раз в полугодие.
5.9. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и
предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития
жизненной компетенции и динамике усвоения АООП и СИПР обучающегося
за год по каждому показателю по следующей шкале:
1 – отсутствие динамики или регресс;
2 – динамика в освоении минимум одной операции, действия;
3 – минимальная или средняя динамика;

4 – выраженная динамика;
5 – полное освоение действия.
5.10. Оценка динамики личностных результатов фиксируется психологопедагогическим консилиумом (один раз в год) и в обязательном порядке
доводится
до
сведения
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся и/или до сведения совершеннолетних
обучающихся.
6. ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
6.1. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
6.2. Промежуточная аттестация проводится в 1–12-х классах (вариант 1) в
конце первого полугодия и в конце учебного года в сроки, установленные в
начале учебного года. В первых и вторых классах промежуточная аттестация
ведется без фиксации в форме отметок достижений, обучающихся в
электронных журналах (ставится отметка б/о - без отметочное обучение),
используется качественная оценка деятельности обучающегося через
словесное и эмоциональное поощрение.
6.3. Время проведения промежуточной аттестации в целях предупреждения
перегрузки обучающихся, определяется общешкольным графиком,
составляемым старшим методистом по согласованию с учителем. В один
учебный день в одном классе проводится только одна письменная
контрольная работа, в течение недели не более двух. Не рекомендуется
проводить контрольные работы в первый день триместра, первый и
последний дни недели.
6.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся 3-12 классов (вариант 1)
Школы осуществляется по пятибалльной системе с фиксацией в форме
отметок достижений обучающихся в электронных журналах (Приложение 3).
6.5. Критерии оценки предметных результатов формируются на основе
индивидуального и дифференцированного подхода (оценка овладения
содержания каждой образовательной области). Усвоенные обучающимися
даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и
умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку

они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении
им социальным опытом.
6.6. Оценка достижений предметных результатов производится путем
установления среднего арифметического из двух оценок – оценка знаний и
оценка умений. В спорных случаях приоритетной является оценка за
практические учебные умения.
6.7. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных
результатов освоения АООП обучающимися с легкой умственной
отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о
качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки
планируемых результатов являются следующие:
- соответствие/несоответствие усвоения научных знаний и использование их
в практике (полнота и надежность знаний);
- «верно»/ «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения
достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных
ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения
или преодоления.
6.8. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
6.9. Текущий контроль успеваемости проводится во всех класса, формами
текущего контроля успеваемости могут быть:
▪ математика/информатика: устный опрос; контрольная работа;
проверочная работа; арифметический диктант; практическая работа; тест;
▪ русский язык: диктант (словарный, полный, выборочный, свободный,
диктант с грамматическим заданием); письмо по памяти; списывание; тест;
работа с деформированными текстами (восстановление пропущенных букв,
частей слов, слов; восстановление порядка предложений); творческие работы
(развернутое устное или письменное высказывание, основанное на опыте
ученика; составление рассказа по серии картинок; составление рассказа по
сюжетной картине);
▪ чтение/литературное чтение/речевая практика: проверка навыков
осознанного чтения (техника чтения); пересказ сюжетного текста; тест на
понимание содержания текста (герои, место и время действия,
последовательность событий); иллюстрирование текста (подбор или создание
иллюстраций, в том числе с помощью ИКТ-технологий).

▪ человек и общество, естествознание (основы социальной жизни, мир
истории, история отечества, обществоведение, этика, биология, география,
природоведение, мир природы и человека): проверочная работа; тест;
контрольная работа; диктант.
▪ технология (ручной труд, профильный труд): проверочная работа;
практическая работа; контрольная работа; участие в выставках, конкурсах и
т.д. различного уровня; тесты;
▪ физическая культура: сдача контрольных нормативов; участие в
спортивных соревнованиях различного уровня;
▪
искусство
(музыка,
изобразительное
искусство):
оценивание
индивидуальных творческих работ; динамика их развития; участие в
выставках, конкурсах и т.д. различного уровня.
6.10. Оценивание обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2) исключает систему балльного (отметочного) оценивания. При
оценивании допускается лишь словесная объяснительная оценка и не
допускается использование любой знаковой символики, заменяющей
цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и прочие).
6.11. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися (Вариант 2)
является достижение результатов освоения специальной индивидуальной
программы развития последнего года обучения и развития жизненной
компетенции обучающихся.
6.12. Итоговая аттестация (вариант 2) осуществляется в течение последних
двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением
обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и
оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно
учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов
(курсов), которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности
их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися
планируемых результатов освоения АООП и СИПР, взаимодействие
следующих компонентов:
• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
6.13. При оценке результативности обучения учитываются особенности
психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося. Выявление результативности обучения происходит
вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе
выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических
работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий
обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по
подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке
результативности
достижений
необходимо
учитывать
степень
самостоятельности ребенка. Выявление представлений, умений и навыков
обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу
для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей
коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке
сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых
изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений,
следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные
личностные результаты.
7. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (вариант1)
7.1. Цель проведения итоговой аттестации выпускников: проверка
соответствия знаний выпускников требованиям программ, глубины и
прочности полученных знаний, умения применять их в практической
деятельности.
7.2. Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП
проводится итоговая аттестация по выбранному профилю труда:
- переплетно-картонажное дело;
- переплетно-картонажное дело с элементами компьютерной верстки.
7.3. Сроки проведения: итоговая аттестация по профессиональному
обучению проводится в выпускном классе в последней декаде мая или
первой неделе июня в соответствии с Порядком проведения экзаменов по
профильному труду (Приложение 4).
7.4. Итоговая аттестация выпускников проводится по профильному труду в
форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
7.5. Школа самостоятельно готовит экзаменационные билеты с учетом
профилей трудового обучения, организованного в учреждении (материал

практической экзаменационной работы и экзаменационные билеты).
Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов, которые
направлены на выявление знаний экзаменуемых (выпускников), а также
практической экзаменационной работы. Экзаменационный материал
рассматривается на педагогическом совете и утверждается приказом
директора.
7.6. Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением
интеллекта и важность оценки подготовленности выпускников к
самостоятельной трудовой деятельности, в качестве альтернативной формы
устным ответам по билетам оценка знаний может проводится в форме
собеседования членов комиссии отдельно с каждым учеником (на основании
решения
школьного
психолого-медико-педагогического
консилиума
образовательного учреждения и по решению малого педсовета). В ходе
беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о
последовательности выполнения работы, назначении и устройстве
инструментов и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых
операциях и приемах работы и др.
7.7. Экзамен по профильному труду проводит проводит экзаменационная
комиссия в составе: председателя (руководитель образовательного
учреждения), заместителя председателя (заместитель директора по качеству
образования), членов комиссии (учитель профильного труда экзаменуемой
группы, учителя профильного труда и учителя общеобразовательных
дисциплин данного учреждения, специалист ППС).
7.8. Состав экзаменационной комиссии и дата проведения итоговой
аттестации утверждается приказом по школе.
7.9. Результаты экзамена по профильному труду оформляются протоколом
(Приложение 5).
7.10. Итоговая оценка за экзамен по профильному труду выставляется на
основании оценок, занесенных в протокол: за год, практическую работу и
устный ответ. Решающее значение имеет оценка за практическую
экзаменационную работу.
Оценка “5” выставляется, если на «5» выполнена практическая
аттестационная работа, на
«5» или «4» оценен устный ответ и по итогам полугодия выпускного класса
нет «3»;

Оценка “4” выставляется, если на «4» выполнена практическая
аттестационная работа, на
«5» или «4» оценен устный ответ и по итогам полугодия выпускного класса
нет «3»;
итоговая оценка «4» также выставляется, если на «5» выполнена
практическая работа, на
«3» оценен устный ответ или по итогам полугодий в выпускном классе одна
«3»;
Оценка “3” выставляется, если на «3» выполнена практическая
аттестационная работа, на
«4» или «3» оценен устный ответ и по итогам полугодий в выпускном классе
есть одна
«3»; итоговая оценка «3» также выставляется, если на «4» выполнена
практическая работа, на «3» оценен устный ответ и по итогам полугодий в
выпускном классе все «3».
7.11. Дети с ОВЗ по состоянию здоровья могут быть освобождены от сдачи
выпускных экзаменов. Оценка по профильному труду в свидетельство об
обучении выставляется по итогам года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».