Программа воспитания 2021пдф

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кусочинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
МАОУ «КСОШ»
Протокол № ___от
31 августа 2021 г.

«Утверждаю»
Директор школы
______ О.Б.Жамбалова

Программа воспитания
на 2021-2025 гг.

с.Кусоча

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных
взаимоотношений
с
окружающими
их
людьми.
Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут
реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми
деятельности. В центре программы воспитания Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Кусочинская средняя
общеобразовательная школа » находится личностное развитие обучающихся
в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы школы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное
участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания
показывает систему работы с детьми в школе.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс
воспитания
в
МАОУ
«Кусочинская
средняя
общеобразовательная школа» основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в МАОУ «Кусочинская СОШ»
являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую,
организационную,
посредническую
(в
разрешении
конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также
основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья,
труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек)
формулируется общая цель воспитания в МАОУ «Кусочинская СОШ» –
личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых
знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем
новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться
соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в
школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции
поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления
социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском
возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе —
час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело
до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться
решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных
социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет
особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его
вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых
дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или
на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему
педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории,
предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в
сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как
на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать
ее воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач
позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь
детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно

педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в
школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых
для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел
в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания,
сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие
формы работы.
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел
(благотворительной, экологической, патриотической, трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего
школу социума.
 открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый
комплекс
открытых
дискуссионных
площадок
(детских,
педагогических,
родительских,
совместных),
на
которые
приглашаются представители других школ, деятели науки и
культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные,
проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.
 проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с
семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали,
представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих.
На школьном уровне:
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные
со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в
которых участвуют все классы школы.
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение
ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную
идентичность детей.
 капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и
школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на

темы жизни школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу
творчества и неформального общения, способствуют сплочению
детского, педагогического и родительского сообществ школы.
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к
другу.
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых
дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со
сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и
другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через
предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного

ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с
родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их
подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности),
позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной
позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой
проблеме, создания благоприятной среды для общения.
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и
экскурсии, 10 организуемые классными руководителями и родителями;
празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные
ученическими
микрогруппами
поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны
следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного

руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями,
выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и
т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно
стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто
фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в
конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися
класса; через включение в проводимые школьным психологом
тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за
то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителями
предметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников,
увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с
родителями учащихся или их законными представителями:
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;

 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению
дел класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной
деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее
видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам

нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и
научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности,
создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей,
формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему
краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности
школьников,
формирование
у
них
навыков
самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие
их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Трудовая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание
у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на раскрытие творческого, умственного и физического
потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения,
умений работать в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;

 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –

предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в
детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для
учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих
их права и законные интересы;
 через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов
для облегчения распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от классных коллективов;
 через работу постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых
для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флешмобов и т.п.);
 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников,
вечеров, акций и т.п.;
 через
деятельность
созданной
из
наиболее
авторитетных
старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров),
представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: штаб спортивных
дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами); через
организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся
в
походы,
экспедиции,
на
экскурсии,
осуществляемую через систему распределяемых среди участников
ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:



через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая
профориентационно
значимые
проблемные
ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам
начальные представления о существующих профессиях и условиях работы
людей, представляющих эти профессии;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей,
дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного
онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим
профессиям и направлениям образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-

тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых
уроков;
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
 освоение школьниками основ профессии в рамках различных
курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу
школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
3.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного художественного стиля, знакомящего школьников с
разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых
аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для школьников разных возрастных категорий,
оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и
педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также
брать с них для чтения любые другие; благоустройство классных кабинетов,

осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих
классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих 19 вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых
событий;
 регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории
(например, высадке культурных растений, закладке газонов);
 акцентирование внимания школьников посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.8. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности
(Примечание: приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит
примерный характер. В данном модуле Программы ее разработчикам
необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в
работе именно их школы):
На групповом уровне:
 Общешкольный родительский комитет и Управляющий совет
школы, участвующие в управлении образовательной организацией и
решении вопросов воспитания и социализации их детей;
 семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и
детям площадку для совместного проведения досуга и общения;

родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы
возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного

взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары,
круглые столы с приглашением специалистов;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о
ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать
ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
 социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной
направленности;
 индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ
организуемой
в
школе
воспитательной
работы
осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе
воспитательного процесса могут быть следующие (Примечание:
предложенные ниже направления являются примерными, образовательная
организация вправе уточнять и корректировать их, исходя из своих
особенностей, связанных с расположением образовательной организации, ее
статусом, контингентом учащихся, а также важными для нее принципами
и традициями воспитания).
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития
школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика
личностного
развития
школьников
каждого
класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом
получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание
педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и
почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей
и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, активом старшеклассников и
родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со
школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов; качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений.
План воспитательной работы МАОУ «Кусочинская СОШ»
на 2021 – 2022 учебный год.
Цель воспитательной работы школа на 2021/2022 учебный год:
совершенствование
воспитательной
деятельности,
способствующей
развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к
творчеству и самоопределению.


















Задачи воспитательной работы:
совершенствовать систему воспитательной работы в классных
коллективах;
формировать гуманистическое отношение к окружающему миру,
приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение,
присвоение этих ценностей;
формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу
Родины, потребность в здоровом образе жизни, активной жизненной
позиции;
формировать коммуникативную компетентность, способность к
эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в
коллективе и группе;
формировать направленность на сотрудничество с людьми, оказание
помощи и поддержки окружающим, ответственности за общее дело и
работу в коллективе;
координировать деятельность и взаимодействие всех звеньев системы
образования;
продолжать развивать ученическое самоуправление, как основы
социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого
обучающегося;
повышать уровень профессиональной культуры и педагогического
мастерства учителя для сохранения стабильно положительных
результатов в обучении и воспитании обучающихся;
развивать и совершенствовать системы внеурочной деятельности и
дополнительного образования;
развивать коммуникативные умений педагогов, навыки работать в
системе «учитель – ученик - родитель».
Приоритетные направления воспитательной работы на
2021/2022учебный год:

Направления воспитательной
работы
Общеинтеллектуальное
(популяризация научных знаний,
проектная деятельность)

Задачи работы по данному
направлению
Активная
практическая
и
мыслительная
деятельность.
Формирование
потребности
к
изучению, создание положительной
эмоциональной атмосферы обучения,
способствующей
оптимальному

Гражданско-патриотическое
(гражданско-патриотическое
воспитание, приобщение детей к
культурному наследию,
экологическое воспитание)

Духовно-нравственное
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное воспитание)

напряжению
умственных
и
физических сил обучающихся. 24
Воспитание
экологической
грамотности и социально значимой
целеустремленности в трудовых
отношениях школьников; Изучение
обучающимися природы и истории
родного
края.
Проведение
природоохранных акций. Выявление
и развитие природных задатков и
способностей обучающихся.
Формирование
гражданской
и
правовой направленности личности,
активной
жизненной
позиции;
Формирование у воспитанников
такие
качества,
как
долг,
ответственность, честь, достоинство,
личность. Воспитание любви и
уважения к традициям Отечества,
школы, семьи. Воспитание уважения
к правам, свободам и обязанностям
человека.
Приобщение
к
базовым
национальным
ценностям
российского общества, таким, как
патриотизм,
социальная
солидарность,
гражданственность,
семья, здоровье, труд, творчество,
наука, традиционные религии России,
искусство, природа, человечество.
Формирование
духовнонравственных качеств личности.
Воспитание человека, способного к
принятию ответственных решений и
к
проявлению
нравственного
поведения в любых жизненных
ситуациях. Формирование дружеских
отношений в коллективе. Воспитание
нравственной культуры, основанной
на
самоопределении
и
самосовершенствовании. Воспитание
доброты, чуткости, сострадания,
заботы и милосердия к окружающим
людям.
Создание
единой
воспитывающей среды, в которой

Здоровьесберегающее (физическое
воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность
жизнедеятельности)

Социальное (самоуправление,
воспитание трудолюбия,
сознательного, творческого
отношения к образованию, труду в
жизни, подготовка к сознательному
выбору профессии)

развивается
личность
ребенка,
приобщение
родителей
к
целенаправленному
процессу
воспитательной
работы
образовательного
учреждения.
Включение
родителей
в
разнообразные
сферы
жизнедеятельности образовательного
учреждения.
Формирование и развитие знаний,
установок, личностных ориентиров и
норм здорового и безопасного образа
жизни с целью сохранения, и
укрепления
физического,
психологического и социального
здоровья обучающихся как одной из
ценностных составляющих личности
обучающегося и ориентированной на
достижение
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
основного общего образования. 25
Формирование
у
обучающихся
сознательного
и
ответственного
отношения к личной безопасности и
безопасности окружающих, усвоение
ими знаний и умений распознавать и
оценивать
опасные
ситуации,
определять способы защиты от них,
оказывать само- и взаимопомощь
Способствовать
преодолению
у
воспитанников вредных привычек
средствами физической культуры и
занятием спортом.
Формирование
готовности
обучающихся к выбору направления
своей
профессиональной
деятельности в соответствии с
личными
интересами,
индивидуальными особенностями и
способностями,
с
учетом
потребностей
рынка
труда.
Формирование
экологической
культуры.
Формирование
общественных мотивов трудовой

деятельности как наиболее ценных и
значимых, устойчивых убеждений в
необходимости труда на пользу
обществу. Воспитание личности с
активной
жизненной
позицией,
готовой к принятию ответственности
за свои решения и полученный
результат,
стремящейся
к
самосовершенствованию,
саморазвитию и самовыражению.
Профилактика безнадзорности и
Совершенствование
правовой
правонарушений, социально-опасных культуры
и
правосознания
явлений
обучающихся, привитие осознанного
стремления
к
правомерному
поведению. Организация работы по
предупреждению и профилактике
асоциального
поведения
обучающихся.
Организация
мероприятий
по
профилактике
правонарушений,
наркомании,
токсикомании,
алкоголизма.
Проведение
эффективных
мероприятий по предотвращению
суицидального риска среди детей и
подростков. Изучение интересов,
склонностей
и
способностей
обучающихся
«группы
риска»,
включение их во внеурочную
деятельность
и
деятельность
объединений
дополнительного
образования.
Организация
консультаций
специалистов
(социального педагога, педагогапсихолога, медицинских работников)
для родителей и детей «группы
риска»
Контроль за воспитательным
Соблюдение отчетности всех частей
процессом
воспитательного процесса.
Выявление успехов и недостатков в
воспитательной 26 работе.

Календарь образовательных событий, приуроченных к
государственным и национальным праздникам Российской Федерации,
памятным датам и событиям российской истории и культуры на
2021/2022 учебный год:
Месяц

Дата

Сентябрь

1

3
2 -8
8

27
В течение года
Октябрь

2

2

4
5
16

26

Образовательное
событие
День знаний
День окончания Второй
мировой войны
Неделя безопасности
Международный день
распространения
грамотности
День работника
дошкольного
образования
Проведение в РФ Года
памяти и славы(2020)
День гражданской
обороны
День профессиональнотехнического
образования
Всемирный день
защиты животных
Международный День
учителя
Всероссийский урок
«Экология и
Энергосбережение» в
рамках Всероссийского
фестиваля
энергосбережения #
ВместеЯрче
Международный день
школьных библиотек

28 - 30

29

30
Ноябрь

3
20
24

Декабрь

26
1
3
3
5
8

9

День интернета.
Всероссийский урок
безопасности
школьников в сети
Интернет.
126-летие со дня
рождения великого
русского поэта Сергея
Александровича
Есенина (31 октября)
Урок памяти (День
памяти политических
репрессий)
День народного
единства (4 ноября)
День словаря (22
ноября)
291 – летие со дня
рождение А.В.Суворова
День матери в России
Всемирный день борьбы
со СПИДом
Международный день
инвалидов
День Неизвестного
Солдата
Международный день
добровольца в России
Конкурс новогодней
композиции( к 8 декабря
должна быть готова
композиция от класса
для оформления
школьных коридоров)
День героев отечества:
250 лет со Дня победы
русского флота над
турецким флотом в
Чесменском сражении(
7 июля 1770); 640 лет со
Дня победы русских
полков во главе с
великим князем
Дмитрием Донским над

11
18
21-25

Январь

27
27

Февраль

8
15

19

монголо-татарскими
войсками в
Куликовской битве (21
сентября 1380); 230 лет
со Дня победы русской
эскадры под
командованием
Ф.Ф.Ушакова над
турецкой эскадрой у
мыса Тендра (11
сентября 1790); 230 лет
со Дня взятия турецкой
крепости Измаил
русскими войсками под
командованием
А.В.Суворова (24
декабря 1790)
День Конституции РФ
(12 ноября)
Благотворительная
ярмарка
Новогодние
представления

Международный день
памяти жертв Холокоста
День полного
освобождения
Ленинграда от
фашисткой блокады
(1944)
День Российской науки
День памяти о
россиянах,
исполнявших 28
Февраль служебный
долг за пределами
Отечества
Международный день
родного языка (21

23
Март

1

Апрель

2
8
18
23-29
23-29
12

21
30
Май

7

15
21
24

25

февраля)
День защитника
Отечества
Всемирный день
гражданской обороны

60-летие полета в
космос Ю.А.Гагарина.
День 29 Апрель
космонавтики.
Гагаринский урок
«Космос – это мы»
День местного
самоуправления
День пожарной охраны.
Тематический урок
ОБЖ
День Победы советского
народа в ВОВ 1941 –
1945 (9 мая)
Международный день
семьи
100- летие со дня
рождения А.Д. Сахарова
День славянской
письменности и
культуры
Последний звонок

Календарный план воспитательной работы
СЕНТЯБРЬ
Девиз месяца: « Внимание, дети!»
№
Направление
Содержание
Ответственные
Сроки
деятельности
ВПР
Зам. директора В течение
1 Общеинтеллектуальное
Участие в
по УВР и ВР ,
месяца
конкурсах
классные
различного
руководители
уровня.
ГражданскоТоржественная
Зам. директора 01.09.21
2
патриотическое
линейка,
по ВР,
г. 01посвященная Дню
классные
10.09.21г
знаний
руководители
Беседы в классах
Педагог –
01.09.21
по ПДД
организатор
Уроки
ОБЖ
посвященные Году Классные рук.
народного
искусства и
нематериального
культурного
наследия народов
России
Уроки Мужества
Классные
3 Духовно-нравственное Проведение бесед
о нормах
руководители,
поведения в
социальный В течение
школе, внешнем
педагог
месяца
виде, о школьной Зам. директора
форме Беседы,
по ВР, педагог
игры, teambuilding – организатор,
педагог психолог
Классные часы
Зам. директора 2 неделя
4 Здоровьесберегающее
«Стоп
по ВР,
15.09.21
коронавирус»
классные
г.
Уроки здоровья и руководители
день здоровья
Учителя
Легкоатлетический физкультуры,
пробег «Кросс
педагог

Наций»
5

Социальное

6

Профилактика
безнадзорности и
правонарушений,
социально-опасных
явлений

7

Контроль за
воспитательным
процессом

Родительские
собрания
Планирование
работы органов
школьного
самоуправления.
Месячник
«Безопасная
железная дорога»
Месячник по ПДД
«Внимание дети!»
«Профилактика
правонарушений»
Составление
социального
паспорта класса,
школы
Корректировка
списков детей
«группы риска»
Утверждение
планов
воспитательной
работы классов
Составление
расписания
занятий по
внеурочной
деятельности

организатор
физкультуры
Классные
руководители,
Зам.директора
по ВР,

1 неделя
2 неделя
0130.09.21 г
07.0907.10.21 г

педагог –
организатор
ОБЖ
Социальный
педагог,
классные
руководители

В течение
месяца

Зам.директора
по ВР

2 неделя

ОКТЯБРЬ
Девиз: «Здоровое поколение»
№
Направление
Содержание
Ответственные
деятельности
Зам. директора
1 Общеинтеллектуальное Всероссийская
олимпиада
по УВР и ВР,
школьников
классные
(школьный этап) руководители
Участие в
конкурсах
различного

Сроки
В течение
месяца

2

3

4

5

6

7

уровня (месячник Учитель
бурятского
бурятского
языка)
языка
ГражданскоМероприятия по
Классные
Последняя
патриотическое
правовому
руководители,
неделя
воспитанию
учитель
школьников
истории,
День
социальный
гражданской
педагог;
обороны
Классные
02.10.21 г
руководители,
педагог
организатор
ОБЖ
Духовно-нравственное Декада пожилого Зам. директора
01человека День
по ВР,
10.10.21 г
защиты
классные
животных День
руководители 04.10.21 г
учителя.
Классные
05.10.21 г
Праздничный
руководители
концерт для
Зам. директора
учителей
по ВР
Здоровье Месячник
Педагог В течение
сберегающее
психологического
психолог,
месяца
здоровья
социальный
Последняя
Семейные
педагог
неделя
веселые старты
Учителя
Физкультуры,
педагог
организатор
физкультуры
Социальное
Акция «Чистый
Классные
Последняя
класс» Классные руководители
неделя
часы по правилам
поведения во
время каникул
Профилактика
Совет
ЗДВР
Согласно
безнадзорности и
профилактики
Социальный
плану
правонарушений,
Посещение семей
педагог,
В течение
социально-опасных
на дому с целью
классные
месяца
явлений
ознакомления с
руководители
условиями жизни
Контроль за
Итоги проверки
Замдиректора
Вторая
воспитательным
планов
по ВР
неделя
процессом
воспитательной

работы
Оформление
плана работы на
каникулы

НОЯБРЬ
Девиз: «Крепка семья - крепка держава»
№
Направление
Содержание
Ответственные
деятельности
1 Общеинтеллектуальное Всероссийская Зам.директора
олимпиада
по УВР
школьников
(муниципальный
этап) Участие в Зам. директора
конкурсах
по ВР,
различного
классные
уровня.
руководители
ГражданскоКонкурс
Замдиректора
2
патриотическое
юнармейских
по ВР,
отрядов
классные
Проведение
руководители
мероприятий ко
Дню единства
Учителя
3 Духовно-нравственное День словаря (в
рамках урока)
русского и
Акция ко Дню
литературы
матери «Для
самой любимой
классные
мамочки на
руководители
свете»
Здоровье Классные часы
Классные
4
сберегающее
об этикете,
руководители
здоровом образе
жизни
Социальное
Месячник по
Замдиректора
5
профориентации
по ВР,
«Выбираем
педагогпрофессию»
психолог
Родительские
Классные
собрание «Итоги руководители
1 четверти»

Последняя
неделя

Сроки
В течение
месяца

06.11.21 г

В течение
месяца 2327.11.21 г

Вторая
неделя
В течение
месяца
Вторая
неделя

6

7

Профилактика
безнадзорности и
правонарушений,
социально-опасных
явлений

Контроль за
воспитательным
процессом

Районный
конкурс
рисунков « Мы
против
терроризма и
экстремизма»
Совет
профилактики
Контроль за
проведением
мероприятий
Проверка
«Организация
самоуправления
в классе»

Замдиректора
по ВР

Согласно
плану

социальный
педагог
Замдиректора
по ВР

В течение
месяца

ДЕКАБРЬ
Девиз: «Новогодние приключения»
№
Направление
Содержание
Ответственные
Сроки
деятельности
1 Общеинтеллектуальное Всероссийская Зам.директора В течение
олимпиада
по УВР
месяца
школьников
(муниципальный
этап)
Участие в
конкурсах
Зам. директора
различного
по ВР,
уровня.
классные
руководители
ГражданскоМероприятия,
Классные
12.12.21 г
2
патриотическое
приуроченные
руководители
ко Дню
Конституции
России
Учитель
Тематические истории
В течение
уроки «Герои
месяца
Отечества»
18.12.21 г
3 Духовно-нравственное Акция «Добро» Замдиректора
по ВР, совет
Школьные
обучающихся,
новогодние
классные
21- 25.12.21
мероприятия
руководители
г
Здоровье Классные часы
Классные
Первая
4

сберегающее
5

по пропаганде
ЗОЖ
Всемирный день
борьбы со
СПИДом

Социальное

6

Профилактика
безнадзорности и
правонарушений,
социально-опасных
явлений

7

Контроль за
воспитательным
процессом

№
1

Акция «Чистый
класс»
Классные часы
по правилам
поведения во
время каникул
Заседание
Совета
обучающихся
«Итоги 1
полугодия»
Совет
профилактики
Посещение
семей на дому с
целью
ознакомления с
условиями
жизни
Оформление
плана работы на
каникулы

руководители

неделя

Замдиректора
по ВР,
классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Замдиректора
по ВР

01.12.21 г

Социальный
педагог,
классные
руководители

Согласно
плану
В течение
месяца

Замдиректора
по ВР

Последняя
неделя

ЯНВАРЬ
Девиз: «Новаторы школы»
Содержание
Ответственные

Направление
деятельности
Общеинтеллектуальное

Всероссийская
олимпиада
школьников
(региональный
этап)
Школьная
конференция «К
новым
вершинам»
Подготовка к
научно –

Последняя
неделя
Последняя
неделя
Третья
неделя

Сроки

Зам.директора
по УВР

В течении
месяца

Учителя
предметники

22.01.22 г

Учителя
предметники

2

Гражданскопатриотическое

3

Духовно-нравственное

4

Здоровье сберегающее

5

Социальное

6

Профилактика
безнадзорности и
правонарушений,
социально-опасных
явлений

практическим
конференциям
«Шаг в науку»,
«Шаг в
будущее»,
Участие в
конкурсах
различного
уровня.
Открытие
месячника
Оборонномассовой,
спортивной и
патриотической
работы
Международный
день памяти
жертв Холокоста
День полного
освобождения
Ленинграда от
фашисткой
блокады (1944)
Классный час
«Что такое
ГТО?» Школьная
игра «Готов к
труду и обороне»

до
29.01.22 г
Классные
руководители,
руководители
кружка «НОУ
Поиск»

В течение
месяца

Замдиректора
по ВР,
учитель ОБЖ,
учителя
физкультуры

Третья,
четвертая
неделя

Классные
руководители,
учитель
истории
Замдиректора
по ВР

27.01.22 г

Классные
руководители
Учителя
физкультуры,
педагог
организатор
Мероприятия по
Классные
профилактике
руководители,
ДДТТ Акция
педагог
«Внимание организатор
дети!»
ОБЖ
Заседание Совета Замдиректора
обучающихся
по ВР
«Планы на 2
полугодие»
Совет
Замдиректора
профилактики
по ВР,
Посещение на
социальный
дому
педагог,
неблагополучных
классные
семей
руководители

Вторая
неделя
Третья
неделя
В течение
месяца
Вторая
неделя

Согласно
плану
В течение
месяца

7

Контроль за
воспитательным
процессом

Организация
педагогического
и социального
сопровождения
детей,
оказавшихся в
трудной
жизненной
ситуации
Родительские
собрание «Итоги
1ого полугодия и
планы на
будущее»
Проверка
«Анализ
воспитательной
работы за 1ое
полугодие»
Проверка
журналов
инструктажей по
ТБ

Первая
неделя
Замдиректора
по ВР

В течение
месяца

ФЕВРАЛЬ
Девиз: «Готов к труду и обороне!»
№
Направление
Содержание
Ответственные
Сроки
деятельности
1 Общеинтеллектуальн Участие в научно Учителяпредметни Последня
ое
– практической
ки Классные
я неделя
конференции
руководители,
«Первые шаги», руководители ОДО
«Путь к успеху»,
В
«Старт в науку»
течение
Участие в
месяца

2

Гражданскопатриотическое

3

Духовнонравственное

4

Здоровье сберегающее

5

Социальное

6

Профилактика
безнадзорности и
правонарушений,
социально-опасных
явлений

7

Контроль за
воспитательным
процессом

конкурсах
различного
уровня
Месячник
Оборонномассово
й, спортивной и
патриотической
работы Участие
соревнованиях
«Школа
безопасности
«Зарница»
Школьный
конкурс
литературно
музыкальных
композиций «О
войне немало
песен
сложено…»
Школьная
военноспортивная игра
«Защитник-2021»
Мероприятия по
ПДД
Акция
«Покормите птиц
зимой»
Совет
профилактики
Посещение на
дому
неблагополучных
семей
Организация
работы
учительскородительского
патрулирования
Итоги проверки
«Анализ
воспитательной
работы за 1ое

Замдиректора по
ВР, учитель ОБЖ,
учителя
физкультуры
Учитель ОБЖ

Первая,
вторая
неделя
Согласно
плану

Замдиректора по
ВР, классные
руководители

2224.02.22
г

Замдиректора по
ВР, классные
руководители

2426.02.22
г

Замдиректора по
ВР, классные
руководители
Классные
руководители

В
течение
месяца

Замдиректора по
ВР, социальный
педагог, классные
руководители

Согласно
плану В
течение
месяца

Зам.директора по
ВР

В
течение
месяца

полугодие»
Текущий
контроль
проведения
занятий ОДО и
внеурочной
деятельности

№
1

МАРТ
Девиз: «Мое место в мире»
Содержание
Ответственные

Направление
деятельности
Общеинтеллектуальное

2

Гражданскопатриотическое

3

Духовно-нравственное

4

Здоровье сберегающее

Участие в
конкурсах
различного
уровня.
Результаты
участия в
научно –
практической
конференции
«Первые
шаги», «Путь к
успеху»,
«Старт в
науку»
Мероприятия
по правовому
воспитанию
школьников
Онлайн
концерты
концерт «Для
милых дам»
Игровая
программа
«Масленичные
забавы»
Эстафета
«Богатырские
забавы»

Классные
руководители,
руководители
ОДО
Учителя
предметники

Сроки
В течение
месяца

Вторая
неделя

Классные
руководители,
учитель
истории,
социальный
педагог
Зам. директора
по ВР, совет
обучающихся,
кл.руководители

Последняя
неделя

Зам.директора
по ВР, учителя
физкультуры,
совет

Вторая
неделя

08.03.22 г
09.03.22 г

5

Социальное

6

Профилактика
безнадзорности и
правонарушений,
социально-опасных
явлений

7

Контроль за
воспитательным
процессом

Акция
«Чистый
класс»
Классные часы
по правилам
поведения во
время каникул
Совет
профилактики
Организация
работы
Родительского
патруля
Проверка
журналов
ОДО, анализ
внеурочной
деятельности
Оформление
плана работы
на каникулы

обучающихся
Классные
руководители

Зам. директора
по ВР,
социальный
педагог,
классные
руководители
Зам. директора
по ВР

АПРЕЛЬ
Девиз: «За здоровый образ жизни!»
№
Направление
Содержание
Ответственны
деятельности
е
Участие в
Классные
1 Общеинтеллектуальное
конкурсах
руководители,
различного
руководители
уровня
ОДО
ГражданскоКлассные
2
патриотическое
Подготовительны руководители
е мероприятия
посвященные ко
дню Победы
3 Духовно-нравственное Весенняя неделя Зам.директора
добра
по ВР,
классные
руководители
Месячник «За
Замдиректора
4 Здоровье - сберегающее
здоровый образ
по ВР,
жизни»
классные
руководители,

Последняя
неделя

Согласно
плана в
течение
месяца
Последняя
неделя

Сроки
В течение
месяца
Первая
неделя

Четвертая
неделя

0123.04.22 г

5

Социальное

6

Профилактика
безнадзорности и
правонарушений,
социально-опасных
явлений

7

Контроль за
воспитательным
процессом

руководитель
ВО
Акция «Зеленая Зам.директора
весна»
по ВР,
Мероприятия по
классные
дорожной и
руководители,
пожарной
руководитель
безопасности
ВО
Зам.директора
по ВР,
классные
руководители
Совет
Зам.директора
профилактики
по ВР,
Работа с детьми
социальный
«группы риска»
педагог,
классные
руководители
Изучение уровня Зам.директора
удовлетворенност
по ВР,
и работой
классные
образовательного руководители
учреждения

Вторая,
третья
неделя
В течение
месяца

Согласно
плану В
течение
месяца
Последня
я неделя
месяца

МАЙ
Девиз: «Наши успехи и достижения»
№
Направление
Содержание
Ответственны
деятельности
е
Участие в
Классные
1 Общеинтеллектуальное
конкурсах
руководители,
различного уровня
Зам.
директора по
ВР
ГражданскоУчастие в акции Зам.
2
патриотическое
«Бессмертный
директора по
полк»
ВР, Учитель
Тематические
ОБЖ
классные часы,
Классные
посвященные Дню руководители
Победы
Праздничный
Зам.
3 Духовно-нравственное
концерт «Этих
директора по
дней не смолкнет
ВР
слава»
Зам.
Праздничный
директора по
концерт «Семь Я»
ВР
Праздник
Замдиректора
Последнего звонка
по ВР,
классные
руководители
9, 11 классов
Праздник спорт
Замдиректора
4 Здоровье - сберегающее
«О, спорт, ты
по ВР,
мир!» Учебноучителя
полевые сборы
физкультуры,
совет
обучающихся
Учителя ОБЖ,
физкультуры,
классный
руководитель
10 класса
Социальное
Итоговое
Классные
5
родительское
руководители
собрание Акция
«Чистый класс»
Классные часы по

Сроки
В
течение
месяца
09.05.22 г
Первая
неделя
07.05.22 г
16.05.22 г
1923.05.22 г

1216.05.22 г

Последня
я неделя

1923.05.22 г
Последня
я неделя

6

7

Профилактика
безнадзорности и
правонарушений,
социально-опасных
явлений
Контроль за
воспитательным
процессом

правилам
поведения во
время каникул
Организация
летнего труда и
отдыха для детей
«группы риска»

Социальный
педагог

В
течение
месяца

Анализ изучения Зам.директора
до
уровня
по ВР
16.05.22 г
удовлетворенности Зам.директора Третья,
работой
по ВР,
четвертая
образовательного
классные
неделя
учреждения
руководители
Анализ работы
классных
руководителей за
2021- 2022
учебный год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».