Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кусочинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по учебному курсу ОБЖ 11 класс Срок реализации: 2023-2024 уч.год Учитель: Базаров Б.Ц. с. Кусоча, 2023 г. Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Настоящая рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования и разработана на основе программы А.Т.Смирнова, Б.О Хренникова, Москва, «Просвещение», 2012.Выбор программы обусловлен модульной структурой содержания курса, лѐгкостью еѐ корректировки под особенности нашего региона, обеспеченностью учебниками и методическими пособиями для учителя. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов,Б.О., Хренников/Под ред. А.Т. Смирнова; -4-е издание. , М.: Просвещение, 2013. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания среднего образования, Примерной программе по ОБЖ. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 (с изменениями и дополнениями) 3. Примерная образовательная программа среднего общего образования (от 28 июня 2016г. № 2/16-з) 4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации № 254 от 20.05.2020 г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020г.№442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ № 816 от 23.08.2017г. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения дистанционных образовательных технологий при реализации общего образования образовательных программ». 7. Основная образовательная программа среднего муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Кусочинская средняя общеобразовательная школа». 8. Примерная программа по предмету «Физическая культура» 9. Концепция преподавания предмета На изучение данного курса в учебном плане МОУ Кусочинская СОШ отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Исходя из уровня развития способностей обучающихся, в результате темпов освоения материала, рабочая программа может корректироваться в течении учебного года. В связи с введением дистанционной формы обучения в РП добавлены перечень цифровых образовательных ресурсов, онлайн платформ, сервисов в сети Интернет Планируемые результаты освоения учебного предмета Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать: • повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства); • снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; • формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; • обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности; • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению; • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарѐнных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования; • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. Отмечено « Вусловиях глобализации процессов мирового развития, международных политических экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства. Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности». Формы организации образовательного процесса и технологии обучения: В основе развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаѐтся основой достижения развивающих целей образования. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как: •средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ; •инструмента познания за счѐт формирования навыков исследовательской деятельности путѐм моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности; •средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников; •средства развития личности за счѐт формирования навыков культуры общения; •эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности. Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов). Обновление технологий обучения. Обновление технологий обучения ОБЖ ведет к развитию УУД: 1. Создание учебных ситуаций: •ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); •ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа еѐ решения); •ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своѐ адекватное решение; •ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по еѐ решению). 2. Учебно-исследовательская деятельность (предполагает формирование учебной мотивации и познавательных УУД) Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими: -урок-исследование, -урок-лаборатория, -урок - творческий отчѐт, урок изобретательства, -урок - рассказ об известных людях, -урок - защита исследовательских проектов, -урок открытых мыслей; -учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; -домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, достаточно протяжѐнное во времени. 3. Проектная деятельность (предполагает формирование учебной мотивации, регулятивных и познавательных УУД); 4. Кейс-технологии (направлена на интенсификацию образовательного процесса) - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). 5. Триз-технология - это технология решения творческих задач — задач, не имеющих четких механизмов решения. 6. Технология системного анализа (через проблемное обучение, составление опорных конспектов, ) 7. Тогис-технология (вырабатывает у обучающихся навыки исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных мультимедийных средств. Эта технология учит работать в малых группах, коллективно готовить сообщение по исследуемой проблеме, анализировать свои успехи и неудачи. 8. Технология «Дебаты» (направлена на формирование толерантной, творчески мыслящей, интеллектуально и нравственно развитой, социально-активной личности школьника) 9. Технология критического мышления (особенно актуальная в процессе формирования готовности обучающихся к действиям в условиях возможной опасной ситуации) 10. Дальтон-план (это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трѐх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество) 11. Учебное сотрудничество (предполагает активное развитие коммуникативных УУД) 12. Имитационные технологии (позволяют максимально приблизить обучающегося к условиям возможной опасной ситуации) 13. Коммуникативно-диалоговая технология. (предполагает научить ученика конкретно, ненавязчиво высказывать свое мнение, доказательно спорить и четко излагать свои мысли. Помочь учащемуся усвоить основные речеведческие понятия (стиль, текст, тип речи, способы и средства связи предложений) и постепенно сформировать на их основе умения в рецептивных и речевых видах деятельности. 14. Наиболее эффективным способом психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных компонентов рефлексивных способностей могут выступать разные формы и программы тренингов для подростков. Программы тренингов позволяют ставить и достигать следующих конкретных целей: •вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость окружающим; •развивать навыки взаимодействия в группе; •создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе; •развивать невербальные навыки общения; •развивать навыки самопознания; •развивать навыки восприятия и понимания других людей; •учиться познавать себя через восприятие другого; •получить представление о «неверных средствах общения»; •развивать положительную самооценку; •сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве; •познакомить с понятием «конфликт»; •определить особенности поведения в конфликтной ситуации; •обучить способам выхода из конфликтной ситуации; •отработать ситуации предотвращения конфликтов; •закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации; •снизить уровень конфликтности подростков. 15. Школьный курс ОБЖ предполагает использование межпредметной интеграции 16. Технология смыслового чтения (направлена на развитие познавательных УУД) 17. Технология «Образ и мысль» (содействует развитию способности к глубокому личностному восприятию ценностей через систему связей с искусством). 18. Медиаобразовательная технология (экран становиться новым средством обучения, содержащим то текст, то изображение, то звук или анимацию). 19. Технология составления портфолио (развивает умение по сбору, хранению, структурированию и анализу информации в пределах изучаемой темы) 20. Технологии практической деятельности обучающихся (упражнение, тренировка, лабораторная работа и др.) Интеграция урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся Процесс образования - не только процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание обучающихся должно обеспечить: -готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению; -готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; -укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; -формирование морали как осознанной личностью необходимости определѐнного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; -развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; -принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; -готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; -способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; -трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; -осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духов ной безопасности личности, умение им противодействовать; -свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьѐй, обществом, Россией, будущими поколениями; -укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: -осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; -готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; -развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; -заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; -осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; -понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; -бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; -законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; -духовную, культурную и социальную преемственность поколений. В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать: -формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; -укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; -повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; -повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; -укреплению национальной безопасности. Образовательные компоненты духовно-нравственного воспитания включают: Нравственное воспитание, которое предполагает в любое время, поощрение ценностно значимых поступков: проявление трудолюбия, уважения к товарищу, к старшему, выполнение данного обещания, намерение говорить правду, бережливое отношение к собственности школы, готовность помочь однокашнику-инвалиду, любые проявления доброты. Такое поощрение формирует устойчивое отношение, веру в ценности, воплощаемые в этих поступках. Духовное образование - преподавание основ того культурного наследия, которое было создано мировой духовной мыслью – мыслью, побуждающей к познанию самого себя, к самотворению, к сравнению себя с идеальным, с абсолютными ценностями. Духовное в человеке – это «творческая жизнь души». Формирование духа – это постепенное превращение ребенка в «участника в духовном делании». Социальное воспитание - это проекты, социализирующие личность (спонсорство, милосердие, выхаживание, благотворительность, помощь местному сообществу, престарелым, сверстникам-инвалидам). Патриотическое воспитание, патриотизм – это чувство моего Яв малой родине, в большой Родине, в месте рождения, проведения детства, в народности, народе, роде, семье. Это особая категория среди разнообразных чувств любви и привязанности. А любовь это двойное ожидание - «получения» чего-то от объекта любви и отчуждения себя в пользу такого объекта. Это своего рода «инвестиции и отдача от них». Культурное образование - служит воспитанию вкуса к образцам, ибо «культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие». Поэтому приобщение к культуре должно воплощаться в творчестве ребенка, в творении им «культурных продуктов». Кросскультурное образование - это широкое распространение школьных программ сохранения окружающей среды (школьный двор, ландшафты дошкольных образовательных учреждений, своего дома, образовательных округов и т.д.). В еще большей мере это относится к программам сохранения и укрепления здоровья, программам здорового образа жизни. Поликультурное воспитание - это воспитание диалогичности с другими культурами, терпимости к ценностям других народов (цивилизаций), а также к культурам некоторых отдельных групп народов. Духовно-нравственное воспитание в современных условиях невозможно без социально-педагогического партнерства. Должны выстраивать партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися: Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение. (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящѐнных государственным праздникам). Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин). Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристскокраеведческих экспедиций). Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями). Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю. Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе. Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями). Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, успешное выполнение которых, требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных). Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Функции универсальных учебных действий: -обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; -создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Виды универсальных учебных действий Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т.е. знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию: •основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); •основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); •готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, постановку и решение проблемы. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (требующая целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ. Выпускник научится: •выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; •участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; •использовать возможности электронной почты для информационного обмена; •вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; •осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); •соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Выпускник получит возможность научиться: •взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики); •участвовать в форумах в социальных образовательных сетях; •взаимодействовать с партнѐрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие). Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности (способствуют воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности). Выпускник научится: •планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приѐмы, адекватные исследуемой проблеме; •выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; •распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путѐм научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; •использовать такие математические методы и приѐмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; •использовать такие естественно-научные методы и приѐмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; •использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; •ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; •отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; •видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Выпускник получит возможность научиться: •самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; •использовать догадку, озарение, интуицию; •использовать такие математические методы и приѐмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; •использовать такие естественно-научные методы и приѐмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; •использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; •использовать некоторые приѐмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; •целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; •осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. Основы смыслового чтения и работа с текстом (педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, у выпускников необходимо сформировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, усовершенствовать навыки осмысленного и рефлексивного чтения) Выпускник научится: -ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: -определять главную тему, общую цель или назначение текста; -выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; -формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; -предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; -объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; -сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; -находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); -решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: Выпускник получит возможность научиться: -анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и еѐ осмысления. Учѐт психолого-педагогических особенностей развития детей, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. Необходимо сформировать следующие новообразования: -направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; -переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе; -формирование у обучающегося научного типа мышления; -овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитие учебного сотрудничества, через лабораторно-семинарскую и лекционно-лабораторную исследовательскую формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества Виды и формы контроля: Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трѐх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учѐтом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьѐй и школой. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированностьуниверсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностносмысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: •способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; •способность к сотрудничеству и коммуникации; •способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; •способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; •способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ. Критерии оценки проектной работы: 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно ответить на вопросы. Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырѐх названных выше критериев. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования. При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырѐх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»). Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по ОБЖ. Формирование этих результатов обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учѐтом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчѐта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый: •повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); •высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учѐтом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня: •пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); •низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»). Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объѐма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаѐтся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением «О текущей и промежуточной аттестации» в форме контрольного теста. КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы Настоящая Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации), представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цель, задачи и основные направления развития учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – «ОБЖ») в Российской Федерации, а также определяет механизмы, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты от ее реализации. Целью настоящей Концепции является обеспечение условий качественного развития учебного предмета «ОБЖ», изменение его образовательного статуса в соответствии со степенью важности формируемых им компетенций в области безопасности личности, общества и государства, государственным заказом, потребностями населения и перспективными задачами развития российского общества. Приобретение знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности должно стать осмысленным и внутренне согласованным процессом. Задачи Концепции способствовать: изменению мотивации обучающихся к изучению учебного предмета «ОБЖ» как базового элемента системы формирования культуры безопасности жизнедеятельности; формированию единообразного подхода к преподаванию предмета «ОБЖ»; развитию содержания программ учебного предмета на всех уровнях общего образования (с учетом их преемственности) при тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, на базе реальных потребностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности и необходимости формирования практико-ориентированных компетенций; совершенствованию технологий и методик преподавания учебного предмета «ОБЖ» исходя из необходимости систематизированного и непрерывного овладения соответствующими компетенциями на всех уровнях общего образования с акцентом на прикладной характер учебного предмета; разработке инструментария объективной оценки качества результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «ОБЖ»; повышению качества работы преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ», развитию кадрового потенциала в области преподавания «ОБЖ»; разумному использованию электронной образовательной среды учебного предмета «ОБЖ» (в том числе и его цифровой составляющей); обновлению учебных изданий по учебному предмету «ОБЖ» с учетом анализа современных проблем обеспечения безопасности личности, общества и государства и детального рассмотрения механизмов возникновения и развития рисков, угроз, опасностей и чрезвычайных ситуаций; модернизации системы дополнительного профессионального образования преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» в целях достижения ее многопрофильности и формирования Профессиональным стандартом «Педагог»; компетенций, предусмотренных популяризации проблематики по основам безопасности жизнедеятельности. Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (5 ч) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (2 ч) Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан и области пожарной безопасности Правила личной безопасности при пожаре Обеспечение личной безопасности на водоемах Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч) Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.Контртеррористическая операция и условия ее проведения. Правовой режим контртеррористической операции Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч) Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч) Нравственность и здоровье Правила личной гигиены. Нравственность и здоровый образ жизни. Инфекции, передающиеся половым путѐм. Меры их профилактики. Понятие о ВИЧ-инфицировании и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.\ Семья в современном обществе. Законодательство и семья Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5 ч) Первая помощь при неотложных состояниях Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая помощь при ранениях. Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального кровотечения. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота. Первая помощь при травах в области таза, при повреждениях позвононика, спины Первая помощь при остановке сердца Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (21 ч) Раздел 6. Основы обороны государства (9 ч) Вооружѐнные Силы Российской Федерации — основа обороны государства Основные задачи современных Вооружѐнных Сил. Международная (миротворческая) деятельность Вооружѐнных Сил Российской Федерации Символы военной чести Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена — почѐтные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Военная форма одежды Воинская обязанность Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учѐта. Первоначальная постановка граждан на воинский учѐт. Обязанности граждан по воинскому учѐту. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учѐт. Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе Раздел 7. Основы военной службы (12 ч) Особенности военной службы Правовые основы военной службы Статус военнослужащего Военные аспекты международного права Общевоинские уставы Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Строевой устав Вооруженных Сил Военнослужащий — вооружѐнный защитник Отечества Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина. Военнослужащий-патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных СилРоссийской Федерации. Военнослужащий-специалист своего дела. Военнослужащий-подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации Порядок вручения боевого знамени воинской части Порядок приведения к Военной присяге (принесения обязательства) Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации. Прохождение военной службы по призыву Призыв на военную службу Порядок прохождения военной службы Размещение и быт военнослужащих Прохождение военной службы по контракту Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба Тематическое планирование № Тема урока Характеристика видов деятельности Модуль №I Основы безопасности личности, общества и государства (5 ч) Раздел 1. «Основы комплексной безопасности» (2ч) Тема №1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (2 ч) 1. Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан и области пожарной безопасности Правила личнойбезопасности при пожаре 2 Обеспечение личной безопасности на водоемах Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях Характеризуют Последовательность действий для обеспечения личной безопасности при: возникновении пожара в квартире, нахождении на водоемах в различное время года 1 1 Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 ч) Тема №2 Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3ч) 3 Национальный Характеризуют: 1 антитеррористический комитет Основные положения правового режима (НАК), его предназначение, контртеррористических операций. структура и задачи. Роль и место ГО по защите населения от Контртеррористическая операция и террористических актов. условия ее проведения. Порядок применения Вооружѐнных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом 4 Правовой режим контртеррористической операции Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму. 1 5 Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. участие Вооруженных Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч) Раздел 4. Основы здорового образа жизни ( 5 ч) Тема 3 Нравственность и здоровье (3 ч) Правила личной гигиены. Характеризуют Нравственность и здоровый Общие понятия о личной гигиене и определения. образ жизни Уход за кожей, зубами и волосами. гигиену одежды. Инфекции, передающиеся Некоторые понятия об очищении организма половым путѐм. Меры их Значение семьи в жизни человека. профилактики. Понятие о Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной ВИЧ-инфицировании и жизни (психологический фактор, культурный фактор и СПИДе. Меры материальный фактор). профилактики ВИЧКачества, которые необходимо воспитывать в себе инфекции. молодому человеку для создания прочной семьи. инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи и причины,способствующие заражению ИППП, меры Семья в современном 1 6 7 8 1 1 1 обществе. Законодательство и семья 9 10 профилактики. Профилактику СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ инфекцией. Основные понятия Брака и семьи и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) Тема 4 Первая помощь при неотложных состояниях ( 5 ч) Характеризуют Первая помощь при острой Основные понятия и определения сердечной сердечной недостаточности и недостаточности. Инсульта, его возможных причин и инсульте. возникновение. Первая помощь при ранениях. Первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Характеризуют Основные правила оказания Виды ран и общие правила оказания первой медицинской первой помощи. помощи. Способы остановки кровотечения. Правила Правила остановки наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. артериального кровотечения. Борьба с болью. 11 Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. 12 Первая помощь при черепномозговой травме, травме груди, травме живота.Первая помощь при травах в области таза, при повреждениях позвоночника, спины 13 Первая помощь при остановке сердца Первую медицинскую помощь при травмах опорнодвигательного аппарата. Первую помощь при черепномозговой травме. Первую медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника. 1 1 1 Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. 1 Получают понятие о клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Изучают правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечнолегочной реанимации. Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (21ч) Раздел 6. Основы обороны государства (9 ч) Тема 5 Вооружѐнные Силы Российской Федерации — основа обороны государства (1 ч) 14 Основные задачи Характеризуют современных Вооружѐнных Участие ВС РФ в миротворческих операциях как средство Сил. Международная обеспечения национальной безопасности России. (миротворческая) Нормативно-правовые основы участия России в деятельность Вооружѐнных миротворческих операциях. Подготовку и обучение военнослужащих миротворческого Сил Российской Федерации контингента Тема 6. Символы военной чести (2 ч) 15 Боевое знамя воинской Боевое знамя воинской части-реликвия воинской части. части — символ воинской Порядок хранения боевого знамени. чести, доблести и славы. Ордена — почѐтные 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Военная форма одежды Получают общее представление об военной форме одежды. Тема 7. Воинская обязанность (6 ч) Характеризуют Основные понятия о Воинскую обязанность, определение воинской обязанности воинской обязанности. и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к Организация воинского военной службе, призыв на военную службу, прохождение учѐта военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Первоначальная постановка Характеризуют граждан на воинский учѐт. Организацию воинского учета. Обязанности граждан по Обязанности граждан по воинскому учету. Первоначальную постановку воинскому учѐту. граждан на воинский учет. Организацию медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка Характеризуют граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки граждан к Требования к военной службе. индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям Подготовка граждан по Характеризуют военно-учетным Основные направления добровольной подготовки граждан к специальностям. военной службе. Занятия военно-прикладными видами Добровольная подготовка спорта. Обучение по дополнительным образовательным граждан к военной службе. программам, имеющим цель военную подготовку несовершеннолетних граждан в ОУ среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в ОУ высшего профессионального образования. Характеризуют Организация медицинского Организацию медицинского освидетельствования и освидетельствования медицинского обследования при первоначальной граждан при постановке их постановке граждан на воинский учет. на воинский учѐт. Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной Характеризуют службы и пребывание в Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил запасе РФ, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов. Раздел 7. Основы военной службы (12 ч) Тема 8 Особенности военной службы (4 ч) Правовые основы военной Характеризуют службы. Статус Военную службу как особый вид федеральной военнослужащего. государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ определяющие правовую Военные аспекты основу военной службы. международного права. Статус военнослужащего, права и свободы Общевоинские уставы. военнослужащего, льготы предоставляемые Устав внутренней службы военнослужащим проходящим военную службу по призыву Вооруженных Сил и военные аспекты международного военного права. Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, Федеральные Законы: Дисциплинарный устав 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Вооруженных Сил Российской Федерации 26 27 28 29 30 31 32 "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" Общевоинские уставы. Нормативно-правовые акты регламентирующие жизнь и быт военно-служащих. Устав внутренней службы ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ, Дисциплинарный Устав ВС РФ, Строевой устав ВС РФ их предназначение и основные положения. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Строевой устав Вооруженных Сил Тема 9. Военнослужащий — вооружѐнный защитник Отечества (4 ч) Характеризуют Основные виды воинской Виды воинской деятельности и их особенности. Основные деятельности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. особенности воинской Особенности воинской деятельности в различных видах ВС деятельности. и родах войск. Требования воинской Общие требования воинской деятельности к деятельности, военнослужащему. Необходимость повышения уровня предъявляемые к подготовки молодежи призывного возраста, к военной моральным и службе. индивидуальным качествам Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с гражданина. честью и достоинством носить свое воинское званиеВоеннослужащий-патриот защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу; высокая воинская Честь и достоинство дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому военнослужащего ВС РФ. долгу и военной присяге, готовность в любую минуту Военнослужащийвстать на защиту свободы, независимости специалист своего дела конституционного строя России, народа и Отечества. ВоеннослужащийТребования к психическим и морально-этическим подчиненный, качествам призывника, основные понятия о выполняющий требования психологической совместимости членов воинского воинских уставов, приказы коллектива командиров и начальников. Необходимость глубоких знаний устройства и боевых Основные обязанности возможностей вверенного вооружения и военной техники, военнослужащих способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военнопрофессиональные знания, совершенствовать свою выучку и военное мастерство. Быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя. Единоначалие-принцип строительства ВС РФ. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу Тема 10 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации Порядок вручения боевого Характеризуют знамени воинской части Военную присягу - основной и нерушимый закон воинской Порядок приведения к жизни. Историю принятия военной присяги в России. Текст Военной присяге военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к (принесения обязательства) военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга. Порядок вручения личному 1 1 1 1 1 1 1 33 34 составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия Ритуал подъема и спуска Государственного флага РФ Тема 10.Прохождение военной службы по призыву (1 ч) Призыв на военную службу. Характеризуют Порядок прохождения Общие, должностные и специальные обязанности военной службы военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих уволенных в запас. Воинские знания военнослужащих ВС РФ. Тема 11. Прохождение военной службы по контракту ( 1 ч) Особенности военной Характеризуют службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по Альтернативная контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, гражданская служба. поступающим на военную службу по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Учебно-методическое обеспечение 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — 4-е изд. — М.: Академия, 1999. 2. Акимов В. А. и др. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: Учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС. Деловой экспресс, 2004. 1 1 3. Альтшулер В. М., Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну: Кн. Для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 2000. 4. Армия государства Российского и защита Отечества/Под ред. В. В. Смирнова. — М.: Просвещение, 2004. 5. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. – М.: Мир, 1997. 6. Безопасность жизнедеятельности: Учебн. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Э. А. Арустамова. — М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001. 7. Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». — СПб.:Норинт, 1997. 8. Васнев В. А., Чинѐнный С. А. Основы подготовки к военной службе: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 2002. 9. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 5. 10.Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. генералполковника В. Ф. Кулакова.— М.: Совершенство, 1998. 11.Военный энциклопедический словарь.—М.: Военное издательство, 1983. 12.Гражданская защита: Энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005. 13. Здоровая семья / Пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова.— М.: Крон-Пресс, 1994. 14. Конституция Российской Федерации (последняя редакция). 15. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 2. 16. Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Главный ред. академик РАМН В. И. Покровский. — М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия»; Крон-Пресс, 1994. 17. Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура: Учебн. для учащихся 8–9 кл. общеобразоват. учреждений / Под общ. ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2005–2006. 18. Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособ. для учителя. — СПб.: Просвещение, 2004. 19. Мардерфельд В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Пособ. для учителя. — М.: Просвещение, 2004. 20. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: Кн. для родителей / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005. 21. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: Метод. пособие для учителя: 7—9 кл. / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005. 22. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004. 23. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы: Кн. для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ / Под ред. В. А. Золотарева, В. В. Марущенко. — 3-е изд. — М.: Русь; РКБ, 1999. 24. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.— М.: Военное издательство, 1994. 25. Основы безопасности жизнедеятельности: Сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2006–2007. 26. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007. 27. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения [Ю.Л. Воробьев, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева]. — М.: Деловой экспресс, 2006. 28. Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2000. 29. Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие / под общ. Ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск: Удмуртия, 2004. 30. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). 31. Смирнов А. Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 10 кл. — 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007. 32. Смирнов А. Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 10 кл. — 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. 33. Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / Под ред. А. А. Кокорева. — М.: Изограф, 2000. 34. Тупикин Е. И., Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2002. 35. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). 36.Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» 37. Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М, 1998; 2003—2006. 38. Физическая культура: Учеб. для учащихся 5—7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М. Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2007. 39. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002. 40. Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. Ред. С. К. Шойгу. — М., 2004. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬЕЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: Название сайта Электронный адрес МЧС России http://www.emercom.gov.ru Министерство здравоохранения РФ http://www.minzdrav-rf.ru Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/ Министерство природных ресурсов РФ http://www.mnr.gov.ru Федеральная служба гидрометеорологии и окружающей среды России по http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/i мониторингу ndex.htm Русский образовательный портал Федеральный общеобразовательный портал Федеральный образование» портал http://www.gov.ed.ru российский http://www.school.edu.ru «Российское http://www.edu.ru Издательский дома «Профкнига» http://www.profkniga.ru Издательский дом «1 сентября» http://www.1september.ru Фестиваль педагогический идей «Открытый http://festival.1september.ru урок» (издательский дом «1 сентября») Энциклопедия безопасности http://www.opasno.net Личная безопасность http://personal-safety.redut-7.ru «Мой компас» (безопасность ребѐнка) http://moikompas.ru/compas/bezopasnost _det Информационно-методическое издание для http://www.schoolпреподавателей ОБЖ-МЧС России obz.org/topics/bzd/bzd.html Эконавт-CATALOG (электронный каталог http://www.econavt-catalog.ru интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) Перечень цифровых образовательных ресурсов, онлайн платформ, сервисов в сети Интернет: - Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/); - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/); - Социальная сеть работников образования (nsportal.ru);