Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кусочинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по учебному курсу ОБЖ 10 класс Срок реализации: 2023-2024 уч.год Учитель: Базаров Б.Ц. с. Кусоча, 2023 г. Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Настоящая рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования и разработана на основе программы А.Т. Смирнова, Б.О Хренникова, Москва, «Просвещение», 2012.Выбор программы обусловлен модульной структурой содержания курса, лѐгкостью еѐ корректировки под особенности нашего региона, обеспеченностью учебниками и методическими пособиями для учителя. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов,Б.О., Хренников/Под ред. А.Т. Смирнова; -2-е издание. , М.: Просвещение, 2015. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по ОБЖ. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 (с изменениями и дополнениями) 3. Примерная образовательная программа среднего общего образования (от 28 июня 2016г. № 2/16-з) 4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации № 254 от 20.05.2020 г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020г.№442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ № 816 от 23.08.2017г. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения дистанционных образовательных технологий при реализации общего образования образовательных программ». 7. Основная образовательная программа среднего муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Кусочинская средняя общеобразовательная школа». 8. Примерная программа по предмету «Физическая культура» 9. Концепция преподавания предмета На изучение данного курса в учебном плане МАОУ Кусочинская СОШ в 10 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Исходя из уровня развития способностей обучающихся, в результате темпов освоения материала, рабочая программа может корректироваться в течении учебного года. В связи с введением дистанционной формы обучения в РП добавлены перечень цифровых образовательных ресурсов, онлайн платформ, сервисов в сети Интернет Планируемые результаты освоения учебного предмета Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать: • повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства); • снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; • формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; • обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности; • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению; • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарѐнных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования; • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. Отмечено « В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства. Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности». Формы организации образовательного процесса и технологии обучения: В основе развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаѐтся основой достижения развивающих целей образования. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как: •средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ; •инструмента познания за счѐт формирования навыков исследовательской деятельности путѐм моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности; •средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников; •средства развития личности за счѐт формирования навыков культуры общения; •эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности. Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов). Обновление технологий обучения. Обновление технологий обучения ОБЖ ведет к развитию УУД: 1. Создание учебных ситуаций: •ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); •ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа еѐ решения); •ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своѐ адекватное решение; •ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по еѐ решению). 2. Учебно-исследовательская деятельность (предполагает формирование учебной мотивации и познавательных УУД) Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими: -урок-исследование, -урок-лаборатория, -урок - творческий отчѐт, урок изобретательства, -урок - рассказ об известных людях, -урок - защита исследовательских проектов, -урок открытых мыслей; -учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; -домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, достаточно протяжѐнное во времени. 3. Проектная деятельность (предполагает формирование учебной мотивации, регулятивных и познавательных УУД); 4. Кейс-технологии (направлена на интенсификацию образовательного процесса) - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). 5. Триз-технология - это технология решения творческих задач — задач, не имеющих четких механизмов решения. 6. Технология системного анализа (через проблемное обучение, составление опорных конспектов, ) 7. Тогис-технология (вырабатывает у обучающихся навыки исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных мультимедийных средств. Эта технология учит работать в малых группах, коллективно готовить сообщение по исследуемой проблеме, анализировать свои успехи и неудачи. 8. Технология «Дебаты» (направлена на формирование толерантной, творчески мыслящей, интеллектуально и нравственно развитой, социально-активной личности школьника) 9. Технология критического мышления (особенно актуальная в процессе формирования готовности обучающихся к действиям в условиях возможной опасной ситуации) 10. Дальтон-план (это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трѐх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество) 11. Учебное сотрудничество (предполагает активное развитие коммуникативных УУД) 12. Имитационные технологии (позволяют максимально приблизить обучающегося к условиям возможной опасной ситуации) 13. Коммуникативно-диалоговая технология. (предполагает научить ученика конкретно, ненавязчиво высказывать свое мнение, доказательно спорить и четко излагать свои мысли. Помочь учащемуся усвоить основные речеведческие понятия (стиль, текст, тип речи, способы и средства связи предложений) и постепенно сформировать на их основе умения в рецептивных и речевых видах деятельности. 14. Наиболее эффективным способом психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных компонентов рефлексивных способностей могут выступать разные формы и программы тренингов для подростков. Программы тренингов позволяют ставить и достигать следующих конкретных целей: •вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость окружающим; •развивать навыки взаимодействия в группе; •создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе; •развивать невербальные навыки общения; •развивать навыки самопознания; •развивать навыки восприятия и понимания других людей; •учиться познавать себя через восприятие другого; •получить представление о «неверных средствах общения»; •развивать положительную самооценку; •сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве; •познакомить с понятием «конфликт»; •определить особенности поведения в конфликтной ситуации; •обучить способам выхода из конфликтной ситуации; •отработать ситуации предотвращения конфликтов; •закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации; •снизить уровень конфликтности подростков. 15. Школьный курс ОБЖ предполагает использование межпредметной интеграции 16. Технология смыслового чтения (направлена на развитие познавательных УУД) 17. Технология «Образ и мысль» (содействует развитию способности к глубокому личностному восприятию ценностей через систему связей с искусством). 18. Медиаобразовательная технология (экран становиться новым средством обучения, содержащим то текст, то изображение, то звук или анимацию). 19. Технология составления портфолио (развивает умение по сбору, хранению, структурированию и анализу информации в пределах изучаемой темы) 20. Технологии практической деятельности обучающихся (упражнение, тренировка, лабораторная работа и др.) Интеграция урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся Процесс образования - не только процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание обучающихся должно обеспечить: -готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению; -готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; -укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; -формирование морали как осознанной личностью необходимости определѐнного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; -развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; -принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; -готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; -способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; -трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; -осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духов ной безопасности личности, умение им противодействовать; -свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьѐй, обществом, Россией, будущими поколениями; -укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: -осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; -готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; -развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; -заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; -осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; -понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; -бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; -законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; -духовную, культурную и социальную преемственность поколений. В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать: -формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; -укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; -повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; -повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; -укреплению национальной безопасности. Образовательные компоненты духовно-нравственного воспитания включают: Нравственное воспитание, которое предполагает в любое время, поощрение ценностно значимых поступков: проявление трудолюбия, уважения к товарищу, к старшему, выполнение данного обещания, намерение говорить правду, бережливое отношение к собственности школы, готовность помочь однокашнику-инвалиду, любые проявления доброты. Такое поощрение формирует устойчивое отношение, веру в ценности, воплощаемые в этих поступках. Духовное образование - преподавание основ того культурного наследия, которое было создано мировой духовной мыслью – мыслью, побуждающей к познанию самого себя, к самотворению, к сравнению себя с идеальным, с абсолютными ценностями. Духовное в человеке – это «творческая жизнь души». Формирование духа – это постепенное превращение ребенка в «участника в духовном делании». Социальное воспитание - это проекты, социализирующие личность (спонсорство, милосердие, выхаживание, благотворительность, помощь местному сообществу, престарелым, сверстникам-инвалидам). Патриотическое воспитание, патриотизм – это чувство моего Я в малой родине, в большой Родине, в месте рождения, проведения детства, в народности, народе, роде, семье. Это особая категория среди разнообразных чувств любви и привязанности. А любовь это двойное ожидание - «получения» чего-то от объекта любви и отчуждения себя в пользу такого объекта. Это своего рода «инвестиции и отдача от них». Культурное образование - служит воспитанию вкуса к образцам, ибо «культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие». Поэтому приобщение к культуре должно воплощаться в творчестве ребенка, в творении им «культурных продуктов». Кросскультурное образование - это широкое распространение школьных программ сохранения окружающей среды (школьный двор, ландшафты дошкольных образовательных учреждений, своего дома, образовательных округов и т.д.). В еще большей мере это относится к программам сохранения и укрепления здоровья, программам здорового образа жизни. Поликультурное воспитание - это воспитание диалогичности с другими культурами, терпимости к ценностям других народов (цивилизаций), а также к культурам некоторых отдельных групп народов. Духовно-нравственное воспитание в современных условиях невозможно без социально-педагогического партнерства. Должны выстраивать партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися: Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение. (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящѐнных государственным праздникам). Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин). Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристскокраеведческих экспедиций). Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями). Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю. Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе. Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями). Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, успешное выполнение которых, требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных). Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Функции универсальных учебных действий: -обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; -создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Виды универсальных учебных действий Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т.е. знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию: •основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); •основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); •готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, постановку и решение проблемы. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (требующая целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ. Выпускник научится: •выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; •участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; •использовать возможности электронной почты для информационного обмена; •вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; •осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); •соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Выпускник получит возможность научиться: •взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики); •участвовать в форумах в социальных образовательных сетях; •взаимодействовать с партнѐрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие). Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности (способствуют воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности). Выпускник научится: •планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приѐмы, адекватные исследуемой проблеме; •выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; •распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путѐм научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; •использовать такие математические методы и приѐмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; •использовать такие естественно-научные методы и приѐмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; •использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; •ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; •отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; •видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Выпускник получит возможность научиться: •самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; •использовать догадку, озарение, интуицию; •использовать такие математические методы и приѐмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; •использовать такие естественно-научные методы и приѐмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; •использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; •использовать некоторые приѐмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; •целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; •осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. Основы смыслового чтения и работа с текстом (педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, у выпускников необходимо сформировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, усовершенствовать навыки осмысленного и рефлексивного чтения) Выпускник научится: -ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: -определять главную тему, общую цель или назначение текста; -выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; -формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; -предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; -объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; -сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; -находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); -решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: Выпускник получит возможность научиться: -анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и еѐ осмысления. Учѐт психолого-педагогических особенностей развития детей, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. Необходимо сформировать следующие новообразования: -направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; -переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе; -формирование у обучающегося научного типа мышления; -овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитие учебного сотрудничества, через лабораторно-семинарскую и лекционно-лабораторную исследовательскую формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества Виды и формы контроля:. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трѐх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учѐтом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьѐй и школой. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностносмысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: •способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; •способность к сотрудничеству и коммуникации; •способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; •способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; •способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ. Критерии оценки проектной работы: 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно ответить на вопросы. Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырѐх названных выше критериев. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования. При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырѐх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»). Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по ОБЖ. Формирование этих результатов обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учѐтом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчѐта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый: •повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); •высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учѐтом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня: •пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); •низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»). Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объѐма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаѐтся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы Настоящая Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации), представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цель, задачи и основные направления развития учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – «ОБЖ») в Российской Федерации, а также определяет механизмы, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты от ее реализации. Целью настоящей Концепции является обеспечение условий качественного развития учебного предмета «ОБЖ», изменение его образовательного статуса в соответствии со степенью важности формируемых им компетенций в области безопасности личности, общества и государства, государственным заказом, потребностями населения и перспективными задачами развития российского общества. Приобретение знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности должно стать осмысленным и внутренне согласованным процессом. Задачи Концепции способствовать: изменению мотивации обучающихся к изучению учебного предмета «ОБЖ» как базового элемента системы формирования культуры безопасности жизнедеятельности; формированию единообразного подхода к преподаванию предмета «ОБЖ»; развитию содержания программ учебного предмета на всех уровнях общего образования (с учетом их преемственности) при тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, на базе реальных потребностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности и необходимости формирования практико-ориентированных компетенций; совершенствованию технологий и методик преподавания учебного предмета «ОБЖ» исходя из необходимости систематизированного и непрерывного овладения соответствующими компетенциями на всех уровнях общего образования с акцентом на прикладной характер учебного предмета; разработке инструментария объективной оценки качества результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «ОБЖ»; повышению качества работы преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ», развитию кадрового потенциала в области преподавания «ОБЖ»; разумному использованию электронной образовательной среды учебного предмета «ОБЖ» (в том числе и его цифровой составляющей); обновлению учебных изданий по учебному предмету «ОБЖ» с учетом анализа современных проблем обеспечения безопасности личности, общества и государства и детального рассмотрения механизмов возникновения и развития рисков, угроз, опасностей и чрезвычайных ситуаций; модернизации системы дополнительного профессионального образования преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» в целях достижения ее многопрофильности и формирования компетенций, предусмотренных Профессиональным стандартом «Педагог»; популяризации проблематики по основам безопасности жизнедеятельности. Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства Раздел 1. Основы комплексной безопасности Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Автономное пребывание человека в природной среде. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде. Обеспечение личной безопасности на дорогах. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера Современный комплекс проблем безопасности военного характера Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона. Характер современных войн и вооружѐнных конфликтов. Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), еѐ структура и задачи. Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму Значение нравственных позиций и личных качеств учащихся в формировании антитеррористического поведения. Роль культуры безопасности жизнедеятельности в формировании антитеррористического поведения и анти экстремистского мышления. Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за участие в террористической деятельности. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел 4. Основы здорового образа жизни Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний Сохранение и укрепление здоровья - важнейшая часть подготовки учащихся к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика Здоровый образ жизни и его составляющие Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства государства Раздел 6. Основы обороны государства Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны Гражданская оборона как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные виды оружия и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях. Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации. Организация гражданской обороны в общеобразовательной организации, еѐ предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательной организации. Обязанности учащихся. Вооружѐнные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества История создания Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Памяти поколений — дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Состав Вооружѐнных Сил Российской Федерации и управление Вооружѐнными Силами Российской Федерации. Виды и рода войск Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск. Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил. Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-морского флота. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения. Воздушно-десантные войска (ВДВ), их состав и предназначение. Войска воздушно-космической обороны. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Боевые традиции Вооружѐнных Сил России Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Раздел 7. Основы военной службы Размещение и быт военнослужащих Размещение военнослужащих. Содержание помещений, обеспечение пожарной безопасности. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих, распорядок дня. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, обеспечение безопасности воинской службы. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда Суточный наряд, его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте. Организация караульной службы Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового. Строевая подготовка Строи и управление ими. Строевые приѐмы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строй отделения, развѐрнутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении. Огневая подготовка Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Приѐмы и правила стрельбы из автомата. Тактическая подготовка Современный бой. Обязанности солдата в бою. Тематическое планирование по ОБЖ 10 класс № Тема урока 1. 2. 3. 4 5 Характеристика видов деятельности Модуль №I Основы безопасности личности, общества и государства ( 16 ч) Раздел 1. «Основы комплексной безопасности» ( 7 ч) Тема №1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (4 ч) Автономное пребывание Научатся: человека в природной -классифицировать и описывать потенциально среде опасные бытовые ситуации и объекты экономики, Практическая подготовка расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного к автономному характера, наиболее вероятные для региона существованию в проживания; природной среде. -анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в Обеспечение личной повседневной жизни и их последствия, в том числе безопасности на дорогах. возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, Обеспечение личной чрезвычайных ситуаций природного и техногенного безопасности в характера; криминогенных -выявлять и характеризовать роль и влияние ситуациях. человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях; -формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды; -разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учѐтом особенностей обстановки в регионе; Тема №2 Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций (2 ч) 1 Чрезвычайные ситуации Научатся: природного характера и -руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по их возможные правилам безопасного поведения в условиях последствия. чрезвычайных ситуаций природного и Рекомендации техногенного характера. населению по обес-характеризовать МЧС России: печению личной классифицировать основные задачи, которые безопасности в условирешает МЧС России по защите населения ях чрезвычайных страны от чрезвычайных ситуаций мирного и ситуаций природного военного времени; давать характеристику силам характера. МЧС России, которые обеспечивают Кол-во часов 1 1 1 1 6 7 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера немедленное реагирование при возникновении 1 чрезвычайных ситуаций; -анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает; -описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; -анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях; -характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации; -характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации; -анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения; -описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ; -моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома. Тема №3 Современный комплекс проблем безопасности военного характера (1 ч) Военные угрозы Научатся: национальной -характеризовать в общих чертах организационные безопасности России и основы по защите населения Российской Федерации национальная оборона. от чрезвычайных ситуаций мирного и военного Характер современных времени; войн и вооружѐнных -объяснять необходимость подготовки граждан к конфликтов защите Отечества; -устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов; -характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; 1 Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1 ч) Тема № 4 Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1 ч) 8 Нормативно-правовая база Научатся: 1 Российской Федерации в -характеризовать в общих чертах организационные области обеспечения основы по защите населения Российской Федерации безопасности населения в от чрезвычайных ситуаций мирного и военного чрезвычайных ситуациях. времени; объяснять необходимость подготовки Единая государственная граждан к защите Отечества; устанавливать система взаимосвязь между нравственной и патриотической предупреждения и проекцией личности и необходимостью обороны ликвидации чрезвыгосударства от внешних врагов; чайных ситуаций -характеризовать РСЧС: классифицировать основные (РСЧС), еѐ структура и задачи, которые решает РСЧС по защите населения задачи страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны; Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (8 ч.) Тема № 5 Терроризм и экстремизм — их причины и последствия (4 ч) 9 Научатся: 1 Терроризм и -негативно относиться к любым видам террористическая террористической и экстремистской деятельности; деятельность, их цели и -характеризовать терроризм и экстремизм как последствия. социальное явление, представляющее серьѐзную 10 Факторы, 1 угрозу личности, обществу и национальной способствующие безопасности России; вовлечению в -анализ факторов, способствующих вовлечению террористическую молодѐжи в террористическую деятельность. деятельность. Профилактика их влияния 11 1 Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления действия террористической и экстремистской деятельности Тема № 6 Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации (1 ч) Научатся: -анализировать основные положения нормативноправовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму; 1 Положения Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности». Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации Тема №7 Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (1 ч) 13 1 Значение нравственных -воспитывать у себя личные убеждения и качества, позиций и личных качеств которые способствуют формированию в формировании антитеррористического поведения и антиантитеррористического экстремистского мышления; поведения. Культура -обосновывать значение культуры безопасности безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии жизнедеятельности терроризма и экстремизма условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления Тема №8 Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности (1 ч) 14 1 Ответственность за Научатся характеризовать основные меры осуществление уголовной ответственности за участие в экстремистской террористической и экстремистской деятельности; деятельности. Уголовная ответственность за террористическую деятельность Тема № 9 Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (1 ч) 15 1 Правила безопасного Научатся моделировать последовательность своих поведения при угрозе действий при угрозе террористического акта. террористического акта МодульII. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 ч) 12 Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч) Тема №10 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (2 ч) 16 17 18 Сохранение и укрепление здоровья - важнейшая часть подготовки учащихся к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика -характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; -анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; -систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать моло-дые люди, решившие вступить в брак; -анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. Тема №11 Здоровый образ жизни и его составляющие (4 ч) Здоровый образ жизни. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о Биологические ритмы и их здоровье. Здоровый образ жизни – основа влияние на укрепления и сохранения личного здоровья. работоспособность Основные понятия о биологических ритмах человека. организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Двигательная активность и ее значение. Значение двигательной Закаливающие процедуры, принципы применения и активности и физической виды закаливания. Занятия физической культурой. культуры для здоровья Вредные привычки (употребление алкоголя, человека курение, употребление наркотиков) и их социальные Вредные привычки, их последствия. Алкоголь и его влияние на здоровье влияние на здоровье. человека. Профилактика вредных привычек. 1 1 1 МодульIII. Обеспечение военной безопасности государства (11 ч) Раздел 6. Основы обороны государства (11 ч) Тема №12 Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны (7 ч) 19 Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны. Основные виды оружия и их поражающие факторы Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Характеризуют гражданскую оборону как составную часть обороноспособности страны, еѐ предназначение. Уясняют сущность гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Систематизируют основные задачи гражданской обороны в мирное и военное время. Характеризуют современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Научатся предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. 1 20 Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации. 1 21 Организация гражданской обороны в общеобразовательной организации Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Защитные сооружения ГО. Основное предназначение защитных сооружений ГО. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Отработка надевания противогаза ГП-7. Медицинские средства защиты. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. Организация ГО в ОУ, ее предназначение. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств РФ по защите населения и территорий от ЧС: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. 1 Тема №13 Вооружѐнные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества (2 ч) 22 История создания Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Памяти поколений - дни воинской славы России. Состав Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружѐнными Силами Российской Федерации Характеризуют основные этапы становления Вооружѐнных Сил России и их основное предназначение в современных условиях. Формируют убеждение в том, что Вооружѐнные Силы России всегда будут составлять основу защиты нашего Отечества от военных угроз. Характеризуют дни воинской славы (победные дни) России. Формируют чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Характеризуют военную организацию государства, еѐ предназначение, состав Вооружѐнных Сил Российской Федерации, руководство и управление Вооружѐнными Силами Российской Федерации 1 Тема 14 Виды и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации (3 ч) 23 24 25 26 Сухопутные войска, их Характеризуют Сухопутные войска как вид состав и предназначение. Вооружѐнных Сил Российской Федерации, их Вооружение и военная предназначение, состав, техника Сухопутных технику и вооружение. войск Военно-Воздушные Силы, Характеризуют Военно-воздушные силы как вид Вооружѐнных Сил Российской Федерации, их их состав и предназначение, состав, технику и вооружение. предназначение. Вооружение и военная техника ВВС Военно-Морской Флот, их Характеризуют Военно-морской флот как вид состав и предназначение. Вооружѐнных Сил Российской Федерации, их Вооружение и военная предназначение, состав, вооружение и военную техника ВМФ технику Ракетные войска Характеризуют Ракетные войска стратегического стратегического назначения как самостоятельный род войск, их назначения (РВСН), их предназначение, состав и предназначение. вооружение и военную технику. Вооружение и военная техника РВСН Воздушно-десантные Характеризуют Воздушно-десантные войска как войска, их состав и самостоятельный род войск, предназначение. их предназначение, вооружение и военную технику. Войска воздушноХарактеризуют Войска воздушно-космической космической обороны, их обороны как самостоятельный род войск. состав и предназначение Характеризуют в общих чертах войска и воинские Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружѐнных формирования, не Сил Российской Федерации входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Тема № 15 Боевые традиции Вооружѐнных Сил России (1 ч) Патриотизм и верность Формируют качества, которыми должен обладать воинскому долгу — военнослужащий как гражданин Российской качества защитника Федерации и защитник Отечества. Характеризуют Отечества. Дружба и основные черты патриотизма, присущие войсковое товарищество - военнослужащему. Формируют убеждение, что для 1 1 1 1 основа боевой готовности частей и подразделений 27 военнослужащего Вооружѐнных Сил Российской Федерации любовь к Родине должна быть превыше всего. Формируют убеждение в том, что взаимоотношения военнослужащих, основанные на дружбе и войсковом товариществе, обеспечивают высокий уровень боеспособности частей и подразделений Вооружѐнных Сил Российской Федерации Раздел 7. Основы Военной службы (8 ч) Размещение Характеризуют условия размещения в повседневной военнослужащих жизни военнослужащих, проходящих военную Распределение времени и службу по призыву. повседневный порядок Характеризуют повседневный порядок Сохранение и укрепление жизнедеятельности военнослужащих, проходящих здоровья военнослужащих военную службу по призыву, и распределение служебного времени. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Вооружѐнных Силах Российской Федерации, по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих и обеспечению их безопасности. Формируют убеждение в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни каждым военнослужащим 28 Суточный наряд. Общие положения. Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте. 29 Организация караульной службы. Общие положения Часовой и его неприкосновенность Обязанности часового. 30 Строи и управления. Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него Строи отделения, развернутый строй, походный строй. Выполнение воинского 31 32 Характеризуют основное предназначение суточного наряда и его состав. Изучают и характеризуют основные обязанности дежурного по роте. Уясняют и формулируют обязанности дневального по роте и дневального свободной смены Уясняют и характеризуют цель организации караульной службы в войсках. Уясняют и обосновывают положение о том, что несение караульной службы является выполнением боевой задачи. Характеризуют основные виды караулов. Характеризуют часового как вооружѐнного караульного, выполняющего боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста. Уясняют и обоснованно объясняют, в чѐм заключается неприкосновенность часового. Характеризуют основные обязанности часового Обосновывают значение строевой подготовки в деле обучения и воспитания военнослужащих. Отрабатывают выполнение строевых приѐмов на месте и в движении. Характеризуют строи отделения. Отрабатывают выполнение воинского приветствия одиночно и в строю 1 1 1 1 1 1 33 34 приветствия в строю на месте и в движении Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата. Приемы и правила стрельбы из автомата Современный бой. Обязанности солдата в бою. Изучают и объясняют назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Отрабатывают порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Отрабатывают приѐмы подготовки автомата к стрельбе и в выполнении упражнений стрельб по неподвижным целям днѐм 1 Формируют общее представление о современном бое и характеризуют основные элементы подготовки солдата к нему. Уясняют и формулируют общие обязанности солдата в современном бою 1 Учебно-методическое обеспечение 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — 4-е изд. — М.: Академия, 1999. 2. Акимов В. А. и др. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: Учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС. Деловой экспресс, 2004. 3. Альтшулер В. М., Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну: Кн. Для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 2000. 4. Армия государства Российского и защита Отечества/Под ред. В. В. Смирнова. — М.: Просвещение, 2004. 5. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. – М.: Мир, 1997. 6. Безопасность жизнедеятельности: Учебн. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Э. А. Арустамова. — М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001. 7. Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». — СПб.: Норинт, 1997. 8. Васнев В. А., Чинѐнный С. А. Основы подготовки к военной службе: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 2002. 9. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 5. 10.Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. генералполковника В. Ф. Кулакова.— М.: Совершенство, 1998. 11. Военный энциклопедический словарь.—М.: Военное издательство, 1983. 12.Гражданская защита: Энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005. 13. Здоровая семья / Пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова.— М.: Крон-Пресс, 1994. 14. Конституция Российской Федерации (последняя редакция). 15. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 2. 16. Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Главный ред. академик РАМН В. И. Покровский. — М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия»; Крон-Пресс, 1994. 17. Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура: Учебн. для учащихся 8–9 кл. общеобразоват. учреждений / Под общ. ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2005–2006. 18. Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособ. для учителя. — СПб.: Просвещение, 2004. 19. Мардерфельд В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Пособ. для учителя. — М.: Просвещение, 2004. 20. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: Кн. для родителей / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005. 21. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: Метод. пособие для учителя: 7—9 кл. / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005. 22. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004. 23. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы: Кн. для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ / Под ред. В. А. Золотарева, В. В. Марущенко. — 3-е изд. — М.: Русь; РКБ, 1999. 24. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.— М.: Военное издательство, 1994. 25. Основы безопасности жизнедеятельности: Сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2006–2007. 26. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007. 27. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения [Ю.Л. Воробьев, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева]. — М.: Деловой экспресс, 2006. 28. Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2000. 29. Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие / под общ. Ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск: Удмуртия, 2004. 30. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). 31.Смирнов А. Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 10 кл. — 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007. 32. Смирнов А. Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 10 кл. — 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. 33. Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / Под ред. А. А. Кокорева. — М.: Изограф, 2000. 34. Тупикин Е. И., Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2002. 35. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). 36.Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» 37. Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М, 1998; 2003—2006. 38. Физическая культура: Учеб. для учащихся 5—7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М. Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2007. 39. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002. 40. Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. Ред. С. К. Шойгу. — М., 2004. 41. Перечень цифровых образовательных ресурсов, онлайн платформ, сервисов в сети Интернет: - Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/); - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/); - Социальная сеть работников образования (nsportal.ru); ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬЕЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: Название сайта Электронный адрес МЧС России http://www.emercom.gov.ru Министерство здравоохранения РФ http://www.minzdrav-rf.ru Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/ Министерство природных ресурсов РФ http://www.mnr.gov.ru Федеральная служба России по гидрометеорологии http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index .htm и мониторингу окружающей среды Русский образовательный портал Федеральный портал российский http://www.gov.ed.ru общеобразовательный http://www.school.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Издательский дома «Профкнига» http://www.profkniga.ru Издательский дом «1 сентября» http://www.1september.ru Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru (издательский дом «1 сентября») Энциклопедия безопасности http://www.opasno.net Личная безопасность http://personal-safety.redut-7.ru «Мой компас» (безопасность ребѐнка) http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det Информационно-методическое издание преподавателей ОБЖ-МЧС России для http://www.schoolobz.org/topics/bzd/bzd.html Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет http://www.econavt-catalog.ru ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)